Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
#4505266

Товарищи, помогите. Сегодня ребенок сдавал пробное ГИА по физике, и там была такая задачка.
В печах, используемых для отопления домов в сельской местности, для удаления из топки дыма служит труба.(дымоход).При нормальном режиме работы печи частицы дыма засасываются в трубу и вылетают наружу в атмосферу-труба"вытягивает" дым из печи.Будет ли кирпичная печная труба обеспечивать лучшую тягу, чем стальная? Теплопроводность кирпичазначительно меньше, чем у стали. Ответ поясните.
Каюсь, что я не знаю, как это решить. А очень хочется, прям мозг плавится....Помогите...

Поисковики быстрее решают задачки

А мне кажется, что труба вообще не успеет нагреться, пока по ней идет дым. Так что всё-равно из чего труба.

ma-masha написал :
А мне кажется

Ну пусть кажется.

ma-masha написал :
А мне кажется, что труба вообще не успеет нагреться, пока по ней идет дым. Так что всё-равно из чего труба.

Ну, если за минуту сгорит газетка в печи - то не успеет. А если печка три часа на всю Ивановскую топится - то почему не успеет то?
В ней же все три часа внутри горячий дым.
Правило простое - чем теплоизолированнее дымоход, тем сильнее тяга. А если дымоход не внутри дома, а вмурован в наружнюю стену, или, еще хуже - труба стоит рядом с домом - то теплоизоляция трубы крайне желательна.

Тяга возникает при разнице давлений, чтобы дым выходил из трубы, давление в ней должно быть выше атмосферного.
Дым состоит в основном из газов: азота (содержится в воздухе и в реакции горения почти не участвует), оксидов углерода (углекислый газ) и водорода (вода в виде пара); есть незначительные примеси сажи и некоторых других веществ, которыми пренебрегаем.
В металлической трубе дым остывает сильнее, чем в кирпичной вследствие разных теплопроводностей данных материалов. Из-за этого водяной пар может конденсироваться, создавая некоторое разряжение, что уменьшает тягу. В мороз при порывах ветра труба (металлическая) может сильно остывать, что приводит к обратной тяге (когда "дует" не в трубу, а из трубы).
Я как-то так думаю.

Поддерживаю, еще один момент, который должен влиять на тягу - форма сечения трубы, кирпичная-квадрат, металлическая- круг и гладкость стенок трубы. Хотя в задаче наверное должно было быть указано "при прочих равных условиях" ...

Лучше сорок раз по разу, чем ни разу сорок раз... )))

тяга возникает потому что окружающий тяжёлый холодный воздух толкает в верх легкий горячий воздух , а железные трубы остужают дым он плотнеет (тяжелеет) и может опустится вниз

лирик, даже в "отключенной" печи есть тяга, потому что в начале трубы (внизу) атмосферное давление больше, чем у оголовка трубы (вверху).

Serx написал :
даже в "отключенной" печи есть тяга

усиливающаяся с горячим фактором. Следовательно умуньшающаяся с теплопотерями.

Serx написал :
В мороз при порывах ветра труба (металлическая) может сильно остывать, что приводит к обратной тяге (когда "дует" не в трубу, а из трубы).

+1
Но я думаю, что не только при порывах ветра, а вообще из-за того, что в малоэтажном строительстве перепад давлений в трубе невелик и отсутствует естественная тяга. В холодную погоду в холодной трубе может присутствовать обратная тяга. Но я могу заблуждаться.

Разница давления хоть и есть, но незначительна. "Гравитация", как в радиаторах отопления. Холодный воздух плотнее, тяжелее , поэтому когда в трубе столб холодного воздуха, то :

Kreker написал :
В холодную погоду в холодной трубе может присутствовать обратная тяга.

А горячему этот столб еще и "пробить" нужно... Поэтому, растопить печь, в мороз, после длительной паузы , с болЬшим сечением трубы проще, чем с меньшим сечением...

Лучше сорок раз по разу, чем ни разу сорок раз... )))

Serx написал :
Из-за этого водяной пар может конденсироваться, создавая некоторое разряжение, что уменьшает тягу.

Это не так. Влага конденсируется вверху, в трубе. Снижение объема за счет конденсации в этом месте наоборот усилит разность давлений на уровне топки. Вы заблуждаетесь.

Serx написал :
даже в "отключенной" печи есть тяга, потому что в начале трубы (внизу) атмосферное давление больше, чем у оголовка трубы (вверху).

Это заблуждение. В равновесном состоянии тяги не может быть потому, что разница давлений вверху и внизу внутри трубы и снаружи - одинакова. Зимой, в протопленном помещении тяга есть и при потушенной печке за счет того, что в трубе теплый воздух из дома. Когда же дом остынет - тяга исчезнет.
Если бы Ваше предположение было бы правильным - легко построить вечный двигатель: вертикальная труба, в которой постоянная тяга. На выходе из трубы ставим крыльчатку - вуаля! Перпетуум мобиле готов!

Да...что то мне подсказывает, что задачка сложновата для 9 класса...

ma-masha написал :
Да...что то мне подсказывает, что задачка сложновата для 9 класса...

Да не. Если перекисью по волосам не злоупотреблять - вполне простой вопрос...

Vladimir_Vas написал :
Это заблуждение. В равновесном состоянии тяги не может быть потому, что разница давлений вверху и внизу внутри трубы и снаружи - одинакова.

А откуда тогда берется тяга в вентканалах? Даже летом, когда температура в помещении и на улице одинакова - в канале тяга, как правило, есть (разумеется, слабее, чем зимой).

Я вот рабочий день решил начать небольшой разминкой мозга
Свой вчерашний вариант ответа писал под влиянием прошлой работы в газовом хозяйстве

Serx написал :
Из-за этого водяной пар может конденсироваться, создавая некоторое разряжение, что уменьшает тягу.

Потом подумал: пар при сжигании топлива образуется если оно - углеводородное (дрова, торф, мазут, природный газ).
А если сжигается уголь, который состоит из углерода и при отсутствии водорода водяной пар не образуется при горении?
Тогда в этом случае имеет место уменьшение тяги вследствие более сильного остывания дыма в металлической трубе по сравнению с кирпичной, то есть дым из-за остывания утяжеляется и его выход из труб замедляется.

Vladimir_Vas написал :
разница давлений вверху и внизу внутри трубы и снаружи - одинакова

Разница не бавает одинаковой (нет количественного различия - нет разницы).
По-вашему, ГЭС тоже вечный двигатель?

Регистрация: 24.05.2013 Санкт-Петербург Сообщений: 41

Полагаю что правильным ответом задачи будет то, что кирпич обеспечит лучшую тягу из за того что дымовые газы оставают меньше проходя по трубе, а величина самотяги зависит от разности температур дымовых газов и окружающей среды.
Но на самом деле так будет только если не учитывать сечение труб и их шероховатость. Шероховатость стальной трубы значительно меньше, поэтому без дополнительных данных дать однозначного ответа нельзя. Так как тяга трубы равна разности самотяги и сопротивления газового тракта.
А так же, чисто теоретический могут быть условия когда например в зимний период будет лучше работать кирпичная, а в летний - стальная труба.

ma-masha, а что, в современных школах не принято ответ обосновывать с помощью формул?

По ссылке расчёт с формулами (но без учёта возможных физико-химических процессов):

Интересно, а современные школьники (да и выпускники вузов) могут объяснить формулами образование облаков, льда?

Serx написал :
По ссылке расчёт с формулами (но без учёта возможных физико-химических процессов):

Верно, но Вы забываете - задача для ученика 9-го класса
На мой взгляд, достаточно будет двух пунктов:
1) разность давлений описывается формулой
2) зависимость плотности газа от температуры: , т.е. при прочих равных чем выше температура - тем ниже плотность газа.
Из этого достаточно легко сделать все те выводы, которые описаны в этом треде - тяга (разность давлений) будет выше там, где выше температура. т.е. в кирпичной трубе.

Serx написал :
Разница не бавает одинаковой (нет количественного различия - нет разницы).

А разность - бавает?

Serx написал :
По-вашему, ГЭС тоже вечный двигатель?

А при чем тут Чебурашка? Вроде о трубе говорили...

Вот удивляют меня такие сообщения: Ведь понял же, что сморозил - так нет, будет стоять до конца! Глупо.

HJ написал :
а что, в современных школах не принято ответ обосновывать с помощью формул?

А Вы полагаете, на любой вопрос есть ответ с формулами?
Ну ка, ответьте с формулой на вопрос - сейчас весна или осень?

Vladimir_Vas написал :
А Вы полагаете, на любой вопрос есть ответ с формулами?

Я полагаю, что на экзамене по физике ответ на задачу должен показать понимание именно физики процесса, а также знание формул.
Остальное - ваши фантазии.

Vladimir_Vas написал :
Ну ка, ответьте с формулой на вопрос - сейчас весна или осень?

Нукать мне не надо. Спасибо за понимание.

Профан27 написал :
А откуда тогда берется тяга в вентканалах? Даже летом, когда температура в помещении и на улице одинакова - в канале тяга, как правило, есть (разумеется, слабее, чем зимой).

тяга в воздуховодах летом образуется не под влиянием термодинамических сил , а благодаря простой аэродинамики так что днём без ветра тяги не будет , ночью воздух остынет и в нагретых воздухаводах будет движение как и с прогретой печкой

HJ написал :
Я полагаю, что на экзамене по физике ответ на задачу должен показать понимание именно физики процесса

Вот именно! А вовсе не знание формул! Физика - она не в формулах. Жаль, что этого не понимаете.

Serx написал :
Интересно, а современные школьники (да и выпускники вузов) могут объяснить формулами образование облаков, льда?

судя по обилию льющихся формул имеет место образование, но что грустно, и мной не раз наблюдалось технические вышкари могут рассчитать протекание процессов с помощью формул но при этом не могут элементарно представить в уме как происходят физические взаимодействия

лирик написал :
не раз наблюдалось технические вышкари могут рассчитать протекание процессов с помощью формул но при этом не могут элементарно представить в уме как происходят физические взаимодействия

+100!