Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
Регистрация: 06.03.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 9062
#6769933

В с/у на вытяжном канале работает вентилятор в круглосуточном режиме. Лет 5 примерно, выключается только в сильные холода (уменьшить приток в квартиру) и на длительное отсутствие.

В последнее время иногда впадает в нерабочее состояние: с периодом около 2-3 секунд то разгонится то очень замедлится (чуть ли не до остановки). Иногда бывает, что остановится и не заводится, даже ручная раскрутка не всегда помогает. При этом издает гудящий звук. Само проходит через несколько часов в выключенном состоянии. Когда работает - крутит бодро, свободный ход легкий.

Похожий эффект наблюдал когда экспериментировал с подключением диммера на аналогичный вентилятор (понял, что идея не рабочая). Только была не периодическая раскрутка, а медленное вращение с гудением.

Так-то в ведро и новый воткнуть, вопросов нет. Академический (спортивный) интерес - что там дохнет и где ткнуть для починки?

Регистрация: 28.03.2012 Москва Сообщений: 6818

Мишутк написал:
Академический (спортивный) интерес - что там дохнет и где ткнуть для починки?

Практический (приходилось чинить) ответ:

  • подшипники (высыхает масло).
  • спекание проводов (межвитковое замыкание) в обмотках
  • высох (деградировал) фазосдвигающий конденсатор.

Регистрация: 25.08.2017 Астрахань Сообщений: 396

Мишутк написал:
В с/у на вытяжном канале работает вентилятор в круглосуточном режиме.

Выключаю только на ночь, бывают проблемы со стартом (где то раз год) - лечится: ВД-40 на подшипники.

Регистрация: 05.12.2006 Саратов Сообщений: 2059

+1
"спекание проводов (межвитковое замыкание) в обмотках"
Заменять вентилятор, ремонту не поддаётся.

Мишутк написал:
В последнее время иногда впадает в нерабочее состояние: с периодом около 2-3 секунд то разгонится то очень замедлится (чуть ли не до остановки). Иногда бывает, что остановится и не заводится, даже ручная раскрутка не всегда помогает.

Проверить напряжение на нем и сопротивление обмоток. Может где в цепи сопливый контакт.
Мишутк, вроде не новичок на форуме...
Надо специально у Вас спрашивать модель? Фото? Подшипники качения или скольжения?
И зачем вот эти все гадания, если вент надо уже давно снять, пока он пожар не устроил!!!

Если второе - спекается смазка. И при стоянии перегревается и даже может запуститься...

Мишутк написал:
Само проходит через несколько часов в выключенном состоянии

Намек на плохой контакт. Может там термотоковый предохранитель восстанавливающийся.

Мишутк написал:
Иногда бывает, что остановится и не заводится, даже ручная раскрутка не всегда помогает. При этом издает гудящий звук

намек на отвалившийся конденсатор, если есть или вставший подшипник, или грязь волосатая стопорит лопасти...

Меняйте пока не задымил с последствиями. И так за счастье, что столько проработал. Чинить там не чего.

Регистрация: 06.03.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 9062

BV, да мне казалось, что все вентиляторы одинаковые по части двигателя, бесколлекторные с электронным управлением. Вскрою дохляка потом, постараюсь поставить диагноз.

Регистрация: 06.03.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 9062

430ом сопротивление.

Регистрация: 06.03.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 9062

Регистрация: 06.03.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 9062

Навскидку даже не представляю как ротор разгоняется. Как на рабочих оборотах за счет переменки понимаю, как с места страгивается не очень.

Чистка, смазка, переподключение. Ломаться особо нечему. Термопредохранитель при вставании спасет. Если обмотка коротнет запредельно, то первые перегорят тонкие участки от подающих проводов до самой катушки. Крутит как новенький.
Хотя смущает сопротивление. Должно быть около 3КОм для заявленной мощности. Похоже действительно есть что-то подозрительное. Сейчас померяю на беспроблемном вентиляторе.

Регистрация: 06.03.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 9062

На 125 рабочем блауберге около 600 Ом сопротивление. Что-то я в расчете мощности не понимаю. Видимо и мелкий целый.

Регистрация: 25.08.2006 Санкт-Петербург Сообщений: 13190

Мишутк написал:
Что-то я в расчете мощности не понимаю.

там ещё плюсом индуктивность и сдвиг фаз

Мишутк написал:
бесколлекторные с электронным управлением.

)))
Слишком жирно для вентилляторов, не компьютерных

Мишутк написал:
430ом сопротивление.

гуд. Надеюсь контакты во всей остальной цепи 220 - норм...?

Мишутк написал:
Термопредохранитель при вставании спасет.

если его не забыли поставить )))

Мишутк написал:
Хотя смущает сопротивление. Должно быть около 3КОм для заявленной мощности. Похоже действительно есть что-то подозрительное.

Все в норме - остальное Xl - индуктивое

Мишутк написал:
Чистка, смазка, переподключение.

Чистка с отмывкой бензином старой смазки.
Смазка... эээ надо не слишком густая и не высыхающаяя - тогда пару годиков еще поживет.

Но подшипники скольжения - не гуд. Относительно большой момент трогания, особенно со старой смазкой..., еще трение не только в паре вал-бронзовая вставка подшипник, но и через шайбы-прокладки на оси.
Ну и далее - попадает пыль и стачивается и подшипник и вал.

Когда был молодой - был китайский напольный вентилятор...
Чистки смазки хватало на год, а потом на первой скорости не запускался...
Надоело... на рынке купил 2 шариковых подшипника по размеру вала.
Скольжения выкинул, и поставил новые - в посадочном месте конус и пружины и новые ставятся без доп работ, и за счет конуса - самоцентруются.
Осевой люфт до минимума убрал подбором количества шайбочек-прокладок на валу.
Вентилятор стал почти вечным, и тихим - меньше вибрация.

Регистрация: 06.03.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 9062

BV написал:
Мишутк написал:
430ом сопротивление.

гуд. Надеюсь контакты во всей остальной цепи 220 - норм...?

Кроме штатного полиэтиленового клеммника вентилятора вся квартира собрана на опрессовке, только коммутация вентилятора с выключателем в его личной распредкоробке на 422 вагах. Токи тут смешные, провод закреплен без дребезга, на эту установку достаточно.

BV написал:
Мишутк написал:
Термопредохранитель при вставании спасет.

если его не забыли поставить )))

Вроде бы на моем фото в обмотку он засунут. Больше нечего предположить, что бы это могло быть.

BV написал:
Мишутк написал:
Чистка, смазка, переподключение.

Чистка с отмывкой бензином старой смазки.
Смазка... эээ надо не слишком густая и не высыхающаяя - тогда пару годиков еще поживет.

Густой силикон не помог. Через несколько часов появились сверчки. Буду подбирать. Может действительно шариковые поставить, интерес спортивный.

Мишутк написал:
Густой силикон не помог.

его там не должно быть...

Мишутк написал:
Может действительно шариковые поставить, интерес спортивный.

Если уж разбирали - можно и поставить..
ИМХО, их туда не ставят... чтобы двигатели вовремя выходили из строя и покупались новые
С шариковыми ... производители разорятся...

А может кто-нибудь подсказать какие туда по размеру хорошие подшипники можно поставить?
Те же шарики, стало быть, лучше? Что конкретно искать, какие там у них параметры?
Визуально в вентиляторе всё один-в-один как в моём silent 100...
В принципе всё работает, но всё равно раз в полгода приходится разбирать и чистить. Смазываю то что имеется маслом, которое было в комплекте с машинкой для стрижки волос или бритвой.. Вроде норм. Занятно, что после смазки подшипников вентилятор прекрасно крутится в выключенном состоянии за счёт тяги воздуха. "Из коробки" такого эффекта не наблюдалось.

Регистрация: 28.08.2016 Сафоново Сообщений: 271

Подобные моторы разбираю,мою втулки и валы нефрасом,мажу капельками веретёнки-и вперёд,до полного издыхания,то есть износа втулок и валов от цементной пыли.Потом-только замена благо сейчас это добро недорого и тоннами продаётся везде.

id1678424 написал:
А может кто-нибудь подсказать какие туда по размеру хорошие подшипники можно поставить?
Те же шарики, стало быть, лучше? Что конкретно искать, какие там у них параметры?
Визуально в вентиляторе всё один-в-один как в моём silent 100...
В принципе всё работает, но всё равно раз в полгода приходится разбирать и чистить. Смазываю то что имеется маслом, которое было в комплекте с машинкой для стрижки волос или бритвой.. Вроде норм. Занятно, что после смазки подшипников вентилятор прекрасно крутится в выключенном состоянии за счёт тяги воздуха. "Из коробки" такого эффекта не наблюдалось.

id1678424, подшипники любые, закрытого типа (от пыли) по размеру вала

tvmaster написал:
М турбо

Буква Л в маркировке - означает наличие шариковых подшипников.

В серии - вообще нет вентиляторов исполнения "турбо".

Половина моделей вентиляторов исполнения "турбо" - на втулках (подшипниках скольжения), половина на шарикоподшипниках.

"Курите" каталоги, а не бамбук...

tvmaster,

Мишутк написал:

Да выкиньте его! Я думал, что у Вас что-то типа S&P. Нашли, с чем возиться!

AKI написал:
Шум у вентилятора для С/У - акустический (воздушный). Создается за счет движения воздуха и неидеальной геометрии лопаток, крепления и корпуса.

Справедливо для нового изделия.... Добавлю еще балансировку ротора и лопаток - даже в новых, когда выбираешь из десятка.... иногда можно найти приличный экземпляр с вибрацией поменьше. (Как-то было дело - тепловентилятор так выбирал....)

AKI написал:
Гул (вибрация) двигателя даже в самых раздолбанных подшипниках будет ничтожно мал на фоне шума лопаток.

Вот не соглашусь.... Подуставший вентилятор верещит как соловей - вал и втулка снашиваются и даже новая смазка не помогает. Известно еще с древних времен печки на жигулях
И даже если шариковый подшипник так себе, то замена на него кардинально улучшает ситуацию.
Еще такой момент - подшипник скольжения через несколько лет начинает тупо клинить, и особенно, если есть несколько скоростей - вент может не запуститься и просто сгорит.
Подобный случай где-то описан на форуме - у человека выгорел паркет в кабинете на работе, после того как вентилятор стек на пол...
Даже с плохим шариковым такая история практически невозможна - пусть будет шум, но клинить на малом моменте не будет.
Я думаю, многим известно со школьной скамьи, что трение качения меньше трения скольжения.

ashim1990 написал:

Мишутк написал:

Да выкиньте его! Я думал, что у Вас что-то типа S&P. Нашли, с чем возиться!

ashim1990,

Мишутк написал:
Может действительно шариковые поставить, интерес спортивный.

Если уважаемый Мишутк доведет это дело до замены, то результат будет весьма интересен в свете развернувшейся дискуссии.
Но возможно, даже в случае положительного результата, tvmaster быстро переобуется и напишет:

tvmaster написал:
То что Вы возможно сделали слишком фантастически звучит, но допустим так и было, свезло сказочно.

BV написал:
Подобный случай где-то описан на форуме - у человека выгорел паркет в кабинете на работе, после того как вентилятор стек на пол...

Собственно

Регистрация: 28.03.2012 Москва Сообщений: 6818

BV написал:
иногда можно найти приличный экземпляр с вибрацией поменьше. (Как-то было дело - тепловентилятор так выбирал....)

Дисбаланс ротора с лопатками это и есть неидеальная геометрия. Ведь не подшипник (качения) вибрирует, а то, что он удерживает. Более того, даже на хорошо сбалансированном роторе из-за разной аэродинамики лопаток могут возникать вибрации. Поэтому балансировка — это еще далеко не залог тихой работы.

BV написал:
Подуставший вентилятор верещит как соловей - вал и втулка снашиваются и даже новая смазка не помогает.

Про "верещание" вала в подшипнике скольжения - согласен, и как раз услышал впервые на печке 2104 . А в 90-х уже на компьютерных вентиляторах такое случалось регулярно. Да и сейчас такие вентиляторы такие еще попадаются. Но речь была про дополнительный шум, создающийся подшипниками качения по сравнению с подшипниками скольжения и акустическим шумом лопаток. Гул от вибрации — это то, что через стены было бы слышно.

Регистрация: 28.03.2012 Москва Сообщений: 6818

BV написал:
даже в случае положительного результата, tvmaster быстро переобуется и напишет:

с момента, когда аргументация (любая, пусть и не очень разумная) закачивается, а автор вместо «спасибо» переходит на личности с унылой попыткой оскорбить - он перестает быть интересным. Просто перелистываю такие буквы - доверия к ним нет, а проверять напечатанное - никакого времени хватит.

AKI написал:
Дисбаланс ротора с лопатками это и есть неидеальная геометрия. Ведь не подшипник (качения) вибрирует, а то, что он удерживает. Более того, даже на хорошо сбалансированном роторе из-за разной аэродинамики лопаток могут возникать вибрации. Поэтому балансировка — это еще далеко не залог тихой работы.

В целом согласен.
Но лопатки как правило штампуют, и геометрия более менее в порядке, а вот вес и баланс разный.
В молодости пробовал хоть как-то балансировать - сначала кусочками пластилина, ну а потом - уже вплавлял кусочки металла. Геморройно, не идеально... но лучше чем было.
Да, и как правило на роторах этих бытовых дешевых движков даже не делают балансировку - нет насверленных отверстий, либо сточенных мест

AKI написал:
Но речь была про дополнительный шум, создающийся подшипниками качения по сравнению с подшипниками скольжения и акустическим шумом лопаток.

Принято. Согласен.

Регистрация: 28.03.2012 Москва Сообщений: 6818

BV написал:
Но лопатки как правило штампуют, и геометрия более менее в порядке

В "штамповке пластика" множество важных деталей, начиная от типа пластика (большие вентиляторы чаще всего из ПВХ, а малые и точные...) и заканчивая обработкой граней (обрезкой облоя) и возможной деформацией пластика из-за внутренних напряжений. Практически все (даже дорогие) штампованные вентиляторы имеют биение лопаток.

BV написал:
Геморройно, не идеально... но лучше чем было.

Совершенству нет предела. А иногда (на высоких оборотах) динамическую балансировку в домашних условиях и не сделать. Даже с .

ИгорьPurnesh написал:
Он в других ветках появлялся как "чайка менеджмент"

По началу даже не верилось. Вроде взрослый, не прячется, доступен для заказа...

AKI написал:
А иногда (на высоких оборотах) динамическую балансировку в домашних условиях и не сделать.

О динамической балансировке даже и речи не шло.
Так, немного, в статике. Чтоб не особо трясся
А то, что делает Негода в гараже - весьма круто... похоже ему уже можно менять страну и работу

Подшипник качения в вентиляторе далеко не всегда лучше и долговечнее, т.к. он должен иметь не просто металлические шайбы по бокам, а нормальное резиновое уплотнение, иначе греметь будет скоро и громко. А мелких таких не так и много типоразмеров. Вентиляторы от ЕС ЭВМ, разные- и СССР, и ГДР, и проч. АйБиЭм, имели только подш. скольжения и служили/служат до сих пор. Там не было пыли?
Найдите автомобильный мотор вентилятора печки и проч. на ш/п. Редчайше, в крайнем случае роликовые/игольчатые.
В раньчее время втулки восстанавливали, если только износ был допустимый, провариванием в масле.

АлВас написал:
Вентиляторы от ЕС ЭВМ, разные- и СССР, и ГДР, и проч. АйБиЭм, имели только подш. скольжения

Уверены?

Уверен, до сих пор работают в гараже ИЗОТовские со стоек ЕС и таки на втулках. Кстати, благодаря грамотному профилю лопастей, ну почти как в самолете, шумят намного тише тех, что с плоскими лопастями. Наши ВН тоже на втулках были, иногда на ш/п.
Тепловентиляторы FH-108, HL2359 и т.п. тоже со втулками

Более современные изделия...

стр 2, 7ка в кружочке...

АлВас, немного уточню вопрос - "Уверены, что ВСЕ были на втулках скольжения" ?

Да, те, что прошли через мои руки все были втулочные. Скажите, как выложить фото, покажу для примера. Советские ВН попадались на ш/п, но реже. Основная масса 12-тивольтовых от кампутеров, а прошло их через меня неск. сотен, на втулках была, что сейчас- не скажу, завязал с ними некоторое время назад.

Впрочем, сейчас применяется и шариковые и скольжения

id1678424 написал:
А может кто-нибудь подсказать какие туда по размеру хорошие подшипники можно поставить?
Те же шарики, стало быть, лучше? Что конкретно искать, какие там у них параметры?

Кусок ветки выпили напильником вместе с фоткой разобранного мной вентилятора...
Подшипник подходит от фрезы по дереву.(но нужно уточнить диаметр вала!) Продаются там же где и фрезеры с фрезами. Стоят копейки.
В корпус устанавливаются на резиновой втулке.

ashim1990 написал:
Да выкиньте его! Я думал, что у Вас что-то типа S&P. Нашли, с чем возиться!

Хм... Порядка 800 рупий стоит. Пара подшипников - как пачка сигарет.

BV написал:
Подуставший вентилятор верещит как соловей - вал и втулка снашиваются и даже новая смазка не помогает. Известно еще с древних времен печки на жигулях

Да. Точили втулки из меднографитовых щеток - почти вечные получались.

BV написал:
Еще такой момент - подшипник скольжения через несколько лет начинает тупо клинить, и особенно, если есть несколько скоростей - вент может не запуститься и просто сгорит.

Есть такое. Стоит и мычит. Но обычно греется слабо и может мычать сутками.

AKI написал:
Но речь была про дополнительный шум, создающийся подшипниками качения по сравнению с подшипниками скольжения и акустическим шумом лопаток. Гул от вибрации — это то, что через стены было бы слышно.

В моём случае вентилятор оказался на шарикоподшипниках. Вообще шум пропал - думал ему капут. Купил новый и когда менял оказалось что лопатки отломаны от вала (камешком изнутри канала), а сам двигатель крутил исправно.

АлВас написал:
Подшипник качения в вентиляторе далеко не всегда лучше и долговечнее, т.к. он должен иметь не просто металлические шайбы по бокам, а нормальное резиновое уплотнение, иначе греметь будет скоро и громко. А мелких таких не так и много типоразмеров.

Да хватает их, уплотнённых, нынче. Я у себя, не выходя из дома, пяток разных откопал почти случайно.

АлВас написал:
Вентиляторы от ЕС ЭВМ, разные- и СССР, и ГДР, и проч. АйБиЭм, имели только подш. скольжения и служили/служат до сих пор. Там не было пыли?

Мне они чаще именно на шарикоподшипниках попадались. И применял я их именно для пылеудаления. В отличии от стерильной среды компьютерных залов...

АлВас написал:
Скажите, как выложить фото, покажу для примера.

Нажмите на последнюю пиктограммку при написании поста. Появится несколько вариантов вставки картинок.

Если еще кому-то интересно, вот фото потрохов вентилятора MEZAXIAL 3100 далекого 1974-го от накопителя на магн. ленте ЕС-5012 и иже с ним:
диаметр по крыльчатке 125 мм, грамотные, высокие втулки даже при приличной массе пропеллера до сих пор не разбились.

Мишутк написал:
Навскидку даже не представляю как ротор разгоняется. Как на рабочих оборотах за счет переменки понимаю, как с места страгивается не очень.