Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
#7132987

Как старый марксист. Решал конкретную задачу, а пришел к философскому вопросу ;-)
Вопрос: почему в вентиляторах, тепловентиляторах, кухонных вытяжках стоят подшипники скольжения? Даже в дорогих! Смазывать задолбался, да и через n-ное количество смазываний / пропитки фетра из-за износа втулок двигатель все равно дохнет.
Интернет ответа не дает. Много где ведется обширный холивар на тему "чем мазать компьютерный вентилятор?" Про втулки vs шарики - ни слова.
Есть недешевая вытяжка KRONA KAMILLA power 600 inox 3P с итальянскими потрохами FIME s80-35anp3450. Через 6 лет завыла-загремела.
Раскидал, вынул ротор, промыл - протер, смазал. Медно-графитовые втулки под пружинной неразрезной шайбой, типичная конструкция. Кстати, там с завода фетра нет, просто полость забита была пластичной смазкой. Ныне слегка окаменевшей. Я забил синюю газпромовскую.
Через 3 месяца опять завыла. Люфт во втулках неприличный. Почитал, попытался вынуть пружинные "прижималки", они треснули... Фото не делал. Кто разбирал подобное, знает, что оно как бы неразборно-запрессованное. По месту подобрал шарикоподшипники (R-1960ZZMTRP5 (626-ZZ) (6x19x6) NMB //80026).
Вытяжка точно такая же в ДНС - 2 дня, подшипники во ВсеИнструменты - 10 дней((( Пока подшипники ждал, купил и поставил вторую такую же вытяжку. Курить, однако, хочется! ;-)
В старую подшипники встали идеально! В щиты двигателя внатяг с легким подстукиванием через деревяшку (греть поленился), на вал - туго с руки. Гонял несколько часов - работает отлично.
Такая же проблема регулярно с туалетными вентиляторами, тепловентиляторами разных моделей. Во всех год-два, и тарахтят подшипники! Те хоть не так жалко, покупали-меняли целиком. Теперь буду восстанавливать, благо, по квартирам и на даче всегда востребованы.
Уважаемые мастера, интересно ваше мнение! То ли это режим тотального удешевления производства, то ли какие-то засады с шарикоподшипниками все-таки существуют?
Большая статистика у меня накопилась по компьютерным кулерам (работа). Интеловские коробочные - все на шариках. Все живут до сих пор. В серверах тоже все на ball bearing. И тоже практически вечные. Зато любые sleeve и hydrodynamics, будь то хоть Thermaltake, Zalman, хоть всякие попроще - закономерно начинают просить маслица через год-три-пять, как повезет. И маслице помогает раз-другой, после чего в помойку.

Регистрация: 25.07.2018 Можайск Сообщений: 13788

Матроскин написал:
двигатель все равно дохнет

этот двигатель не сдохнет никогда, там нечему дохнуть в принципе

Матроскин написал:
И маслице помогает раз-другой, после чего в помойку.

там не в масле дело, хотя пара капель веретенки не повредит
смысл что износ бобышки провоцирует круговые колебания оси ротора, от них вибрация и писк , надо восстановить плотность посадки
я просто легко проковал бобышку по окружности на наковальне , плюс осадил ударами молотка по торцам , посадка стала плотной
после чего полет 7 лет отличный полностью ! раз в год приходится чистить вентилятор от нагара , попутно капаю маслица туда

если прямо совсем феншуист , можно заказать токарю такие бобышки из антифрикционого пластика например "Зедекс"
и тогда из даже мазать не надо будет

Матроскин, это режим - ломается чаще - продаем больше

Матроскин написал:
То ли это режим тотального удешевления производства,

разовые вещи...
Мир остановится в развитии, если вещи будут служить лет по 30.

Про шарики...
Уж давно в комнатном вентиляторе на даче поставил шариковые.
Туалетные - есть шариковые, но немного.

Матроскин написал:
по квартирам и на даче всегда востребованы.

По квартирам их многие ставят почем зря.

PS На досуге:

fhntv написал:
смысл что износ бобышки провоцирует круговые колебания оси ротора, от них вибрация и писк , надо восстановить плотность посадки

только вот как быть с износом вала?

Матроскин,
Это опять из разряда хотели как лучше,а получилось как всегда.
Сам не верю в подшипники трения,шариковые подшипники больше нравятся,но из любого правила бывают исключения.Есть рабочая машина,тойота естима 1999 года,там вентилятор охлаждения радиатора приводился в движение вязкомуфтой,непонравилась,около 10 лет назад выкинул,поставил двойную рамку электровентиляторов от такой же естимы 2005 года.Прошло 10 лет,один вентилятор загудел при работе,разобрал и удивился,загудел шариковый подшипник,второй подшипник-втулка из какого то материала-в прекрасном состоянии!Заменил шариковый подшипник-гул прошел,но это тойота.Очевидно в домашние вентиляторы тоже сначала ставили хорошие втулки,а потом решили начать экономить.

Регистрация: 25.07.2018 Можайск Сообщений: 13788

BV написал:
только вот как быть с износом вала?

никак ,вал стальной полированный ,жертвенной частью является бобышко

Регистрация: 03.11.2007 Москва Сообщений: 12548

больше 20-ти лет в санузле работает обычная "тарахтелка" с подшипниками скольжения.
Повезло.
Начинает тарахтеть, снимаю, чищу и на место ставлю.
Износ подшипников есть но не критично. Работает тихо в меру своей конструкции

Так что - как повезет.
А с "шариками" встречал вентиляторы которые новыми уже потрескивают.
Такое качество подшипников.

Так что надо исходить из того что "как повезет ...".
Ну а подшипники качения само собой тише работают чем скольжения.
Хотя, когда-то была возможность менять их на такие же скольжения но самодельные ...

Это мое мнение и его не навязываю

Регистрация: 25.07.2018 Можайск Сообщений: 13788

Ким написал:
подшипники качения само собой тише работают чем скольжения

чтобы убедиться в обратном ( при условии исправности подшипников) достаточно рукой раскрутить шариковый ...

Шариковые бывают специальные «тихие» - стоят ой-ой как недешево.
Вопрос в другом - что почти все «бытовые» вентиляторы - весьма шумные из-за высоких оборотов и срыва потока и турбулентностей.

fhntv,

достаточно рукой раскрутить шариковый ...

Может статься, что на малых оборотах ничего не услышишь и не почувствуешь, а на 1500-3000 будет совсем другое, плюс резонируют детали вентилятора фуфу
Скольжения всем хороши, и тихие и долговечные, промхолодильники работают годами непрерывно, а там скольжение.

жертвенной частью является бобышко

Никто не точит новые да и не из чего.
Замена мотора, это недорого

Да, это я.

Регистрация: 25.07.2018 Можайск Сообщений: 13788

MADONNA написал:
весьма шумные из-за высоких оборотов и срыва потока

скорее из за дерьмовой китайской крыльчатки сделаной так же ...

MADONNA написал:
резонируют детали вентилятора фуфу

прецессируют а не резонируют

MADONNA написал:
Скольжения всем хороши, и тихие и долговечные, промхолодильники работают годами непрерывно, а там скольжение.

открою секрет в ДВС тоже скольжения .... коренные и шатунные и постели распредвалов правда твердостью около 30-50 НРС
шариковые там сдаются моментально .... экспериментов было вагон

fhntv написал:

BV написал:
только вот как быть с износом вала?

никак ,вал стальной полированный ,жертвенной частью является бобышко

fhntv, при случае сделаю фото проточенных жертвенной частью валов

fhntv написал:

Ким написал:
подшипники качения само собой тише работают чем скольжения

чтобы убедиться в обратном ( при условии исправности подшипников) достаточно рукой раскрутить шариковый ...

fhntv, вала нет и не нагружен вал

MADONNA написал:
жертвенной частью является бобышко

Никто не точит новые да и не из чего.
Замена мотора, это недорого

повторюсь, в китайском моторе заменил бобышки на шарики без доработок - просто поставил и все. А мотор бы еще искать пришлось...

Регистрация: 03.11.2007 Москва Сообщений: 12548

fhntv написал:
открою секрет в ДВС тоже скольжения .... коренные и шатунные и постели распредвалов

Вы еще одно забыли.
Вкладыши работают пока коленвал раскручивается и в каналах давление масла достигнет рабочего значения.
А дальше "колено" уже в масляной пленке крутиться.
Это главнее а не подшипник скольжения(вкладыш)
Не с тем сравниваете ....

Это мое мнение и его не навязываю

Регистрация: 25.07.2018 Можайск Сообщений: 13788

BV написал:
проточенных жертвенной частью валов

опять же я в текущем китае не ремонтил ничего
из доступного - старая итальянская вытяжка , там вал как надо и бобышка тоже
но если оно так , то на проточенный вал мудрить можно шарики
вал с выработкой вместо бобышки - это новые горизонты китая ...

BV, вал стальной прикаленый, бобышки бронза. Хотя если пыль попадет - абразив в мягкое вдавливается, а твердое точит. Ну как медным сверлом стекло дырявили.

Ким, да, или в масляной ванне пара работает, или масленку-тавотницу регулярно подкручивают ручками, или вообще смазка под давлением по каналам идет. В моторчиках вентиляторов ничего этого нет.

fhntv, восстановить плотность посадки проковкой втулки тоже пробовал. С бронзой еще как-то, а медно-графитовые трескаются моментально. В принципе, бобышки разного размера продаются, если хорошо поискать. Запчасти к автомобильным печкам, моделизм.

Рад, что "шарики" некоторые мастера тоже ставили вместо втулок. Значит, велосипед я не изобретал.
Насчет шумности - была такая мысль. Все-таки от шарикоподшипника есть специфический гул. Для нас оно непринципиально, а муркетологи, видимо, параметры шума очень оценивают.

fhntv написал:

BV написал:
проточенных жертвенной частью валов

опять же я в текущем китае не ремонтил ничего
из доступного - старая итальянская вытяжка , там вал как надо и бобышка тоже
но если оно так , то на проточенный вал мудрить можно шарики
вал с выработкой вместо бобышки - это новые горизонты китая ...

fhntv, в помпах стиралок - причина не запуска - проточенный и вал и бобышки, и лет 20 назад - то же самое.

MADONNA написал:
промхолодильники работают годами непрерывно, а там скольжение.

Вентиляторы, или все же компрессоры, где подшипники находятся в фреоне с маслом, и где нет пыли?

BV,

Вентиляторы, или все же компрессоры, где подшипники находятся

Даже не знаю..
Я думала что это мотор вентилятора..

Да, это я.

MADONNA написал:
BV,

Вентиляторы, или все же компрессоры, где подшипники находятся

Даже не знаю..
Я думала что это мотор вентилятора..

MADONNA,
Правильно думаете, что

MADONNA написал:
Скольжения всем хороши, и тихие и долговечные, промхолодильники работают годами непрерывно, а там скольжение.

Только вот есть маленькая неувязочка с долговечностью и тишиной
Почитайте, вам будет полезно:

Вентелятор конденсатора и испарителя.
Кто как делает ревизию,или ремонт электромоторчика,когда тот начинает пищать или клинить.Я пробывал промывать ,пробывал смазывать,но всё это не на долго.Пробывал ставить прокладочки из фетра и губки ,чтобы во втулку не попадала пыль,напитывал эти прокладки маслом,вобщем жизнь продливается только не на долго!

Ну и далее по теме про танцы с бубном...

Чуда так хотелось, но вот опять

BV,

Только вот есть маленькая неувязочка с долговечностью и тишиной

Эх, вот дураки эти производители, причем все как один.
Не догадались почитать форум доморощенных холодильщиков.
Эти моторчики ставят буквально на всех конденсаторных блоках, а то, что Вы этого не знали и полезли за инфой на форум - отчасти говорит и о достоверности выводов.
В случае чего - мопед не мой..

По ссылке;
ВентЕлятор - комментарии как говорится излишни.
И это не опечатка - банально написано неграмотным человеком. Но мы ему поверим. Потому что своего опыта нет.
Или есть?
За четверть века у меня в пользовании оказалось пара десятков аппаратов, причем эти моторчики не только на конденсаторах, но и на испарителях иногда встречаются.
Да конструкция не идеальна, основная проблема - продольный люфт и дребезг/звон алюминиевой крыльчатки.
Промывка керосином/скипидаром только внешний подшипник, внутренний неуязвим и похоже что вечен.
Моторчики все итальянские.
15-20 лет в режиме 24/7, конечно есть небольшие перерывы пока компрессор стоит. Но все же.
Я заменила пару за все время. Вскрытие показало в одном случае сгорела обмотка, во втором передний подшипник уже фсе.
В то же время на вентоборудовании уже через 10-15 лет пришлось менять ВСЕ шарики (фанкойлы) несмотря на гораздо более щедящий режим (низкие обороты и температура)

Такк что не все так однозначно

Да, это я.

Регистрация: 25.07.2018 Можайск Сообщений: 13788

в общем можно подытожить
что кому как повезет, материалы по месту тоже лотерейные
у меня так , у кого то - эдак...

MADONNA написал:
По ссылке;
ВентЕлятор - комментарии как говорится излишни.
И это не опечатка - банально написано неграмотным человеком. Но мы ему поверим. Потому что своего опыта нет.
Или есть?

По этим моторчикам своего опыта нет.
Но то что подобные этим моторчики мрут наслышан. Поэтому и полез в форум.
Даже если человек пишет с ошибками - он не имеет право быть мастером по промхолоду?
Ошибки не дают понять суть им написанного?
В той теме три страницы, и каждый отписавшийся или реанимировал, или менял.

У вас выборка 20, а у мастера холодильщика со стажем допустим 2000.
Вам повезло с качественным производителем, кому-то не очень повезло.
Как сдохнут - поменяете на китай, и срок службы будет уже не торт.

MADONNA написал:
В то же время на вентоборудовании уже через 10-15 лет пришлось менять ВСЕ шарики (фанкойлы) несмотря на гораздо более щедящий режим (низкие обороты и температура)

только вот крыльчатка сильно побольше, так что не факт что им легче

MADONNA написал:
Такк что не все так однозначно

Кто ж спорит.
Как все и везде - зависит от качества материалов, изготовления.

BV,

только вот крыльчатка сильно побольше, так что не факт что им легче

Высыхает смазка, пищит и клинит.

Да, это я.

BV, В той теме резюме: загремел - меняй мотор! Если и мазать, то только до замены. Ну там цена двигателя относительно цены кондиционера... Да и моторчики, видимо, довольно распространенные.
Касаемо компьютерных кулеров, да и туалетных вентиляторов я пришел к тому же.
В случае с моей вытяжкой мотор хитрый, много обмоток для переключения скоростей. По партномеру нашел всего несколько предложений, из них в РФ одно, цена вопроса близка к цене вытяжки в сборе. Поэтому и стал ремонтировать.