Добрый день, уважаемые читатели.

Эта статья является четвертой в серии про ремонт в ванной. Если вы начали с этого места, пожалуйста, сначала прочтите -  "Ванная мечты: Что будет, если все-таки рискнуть и заказать проект у дизайнера интерьеров?".

Вступление 


В прошлых статьях я писал о том, как дизайнер заложила мебель в ванную, которую за много дней поиска так и не смог купить во всей огромной Москве. Ну что делать, пришлось самому ее проектировать. Но, кроме этой досадной мелочи, в остальном, реализация предложенного ей дизайна мне очень понравилась. Даже несмотря на то, что вместо предусмотренной в дизайн-проекте фаянсовой накладной раковины купил одну из самых экзотических, какие только могут быть. В итоге пришел к мысли о том, что мебель надо собирать на заказ.

Итак, создав тему на форуме мастеровых по дереву и игнорируя тех, кто массово рассылал шаблонные предложения, плюс проводя дополнительный отбор по переписке - в итоге отметил двух мастеров. Один был из Курской области, он мне написал раньше, но через какое-то время после начала нашего общения пропал. За это время я созвонился с другим мастером - его зовут Василий (кстати, у него есть аккаунт на мастерграде), живет и работает он в городе Кунгур Пермского края. 

Немного о мастере и его мастерской


Конечно, первым делом мне были интересны примеры работ Василия (особенно в части мебели для ванной) и оборудование его мастерской. Изготавливает он широкий спектр изделий из дерева - от небольших сувениров в честь рождения ребенка, до комплексной мебели в коттеджи. К сожалению, сам мастер занят работой и не очень заботится об инстаграммных фото, поэтому привожу лучшее, что нашел по качеству (хотя примеров действительно интересной мебели у него было много):

Тумбочка в ванную под накладную раковину из фаянса. Так как доступ к тумбочке есть с двух сторон, здесь применено интересное решение - ящик сбоку!

Изготоление детской качалки-мотоцикла - далее он будет обработан специальным маслом Leinos,
которое сертифицировано в Европе для детских игрушек из дерева.

 

Лестница в частный коттедж с фигурой лошади. Красиво, правда?


О каждой своей работе он рассказывал подробную историю - сразу видно, что человек любит свое дело. Но мне так же было интересно было взглянуть на его мастерскую и инструмент.

Деревообрабатывающая мастерская Василия в Кунгуре имеет площадь чуть более 100 кв. м: 

Без хорошо работающей вытяжки (гибкие трубы) на деревообрабатывающем производстве никак. 


В мастерской есть такие станки: 

  • Форматно-раскроечный (2.5 метра);
  • Фуговальный (2 метра);
  • Калибровально-шлифовальный (на 4 метра);
  • Фрезерный стационарный под насадные фрезы;
  • Сверлильный;
  • Рейсмусовый;
  • Торцовочная пила Festool Kapex 120;
  • Ленточная пила (это, кстати, тоже станок).


Я не буду подробно на них останавливаться, так как мне этого списка вполне хватило:



Кроме вышеперечисленных, также имеется фрезерный станок на три оси с числовым программным управлением (ЧПУ) и рабочим полем 2 на 1,5 метра. Он может вырезать в дереве сложные объемные рельефы по заранее заданной программе. Вот такие, например:



Станок вырезает декоративный элемент сложной формы. 


Для меня интересно было то, что Василий самостоятельно собрал его из купленных комплектующих - такое вот хобби у него оказалось. Конечно, он сам полностью обслуживает станки, в свое время модернизировал весь парк, в том числе, заменил шаговые двигатели на станке с ЧПУ на сервоприводы Panasonic.

В общем, мастер мне сразу понравился - конечно, я не разбираюсь в изготовлении мебели, но, судя по тому как он рассказвал про уже сделанную им мебель, про мою будущую, и про свои станки, я окончательно понял что он является профессионалом в своем деле, и любит его. Ведь когда вы сами разбираетесь в чем-то, наверное, вам не составит труда определить что человек из другой сферы так же любит свое дело не меньше вашего. В общем, с мастером по изготолению мебели я довольно быстро определился.
 

Выбор породы дерева и его сушка 


Мебель из натурального дерева для ванной, очевидно, должна быть устойчивой к влаге и сырости. Хотя у меня благодаря огромному полотенцесушителю и теплому полу, в ванной почти всегда сухо.

Из устойчивых к воде пород дерева мне была известна только лиственница. Несмотря на название, это все-таки хвойное дерево, известное тем, что в воде оно лишь твердеет, превращаясь в "камень". Например, сваи домов в Венеции сделаны как раз из лиственницы, стоят в воде не одну сотню лет и, наверное, еще долго простоят. Изначально я планировал сделать мебель как раз из этого дерева.

Василий предложил мне другое дерево - Вяз, который в Европе известен как Ильм (Elm). Увидев текстуру этого дерева с его контрастным узором, я выбрал именно его:

Текстура вяза (ильма).


Разновидностью вяза является карагач, так называют подвиды, растущие в южных областях нашей страны. Не знаю, различают ли происхождение дерева продавцы мебели из карагача (продается уже как элитная), или на самом деле ее делают из любого вяза.. И вообще, есть ли различие между этими видами для заказчика? Ладно, пусть у меня будет обычная мебель из обычного вяза.

Что касается водостойкости, достаточно будет сказать, что из вяза на Руси и в средневековой Европе делали желобы водопроводов. Опоры первого лондонского моста также были сделаны из этого дерева.

 Как воплощалась в жизнь мебель в ванную...


После согласования сметы, я перечислил через Сбербанк онлайн аванс (примерно 30% от стоимости) на покупку древесины и фурнитуры (крепления полок, петли и т.д.). Древесину Василий закупает непосредственно у оптовых продавцов, затем сушит. Сушка занимает примерно месяц, но она необходима чтобы избежать коробления и минимизировать деформацию, которая в таком материале, как дерево, все равно неизбежна. 

Несмотря на то, что я уже убедился, что Василий действительно высококлассный мастер, было все же немного боязно переводить деньги человеку, которого никогда не видел. Но, после того, как он прислал фото закупленной древесины и фурнитуры, я успокоился. После покупки древесины, мастер отдал ее в сушку, где она сохла еще примерно месяц.  Привожу уже фото обработанных заготовок под мою будущую столешницу:



После сушки заготовки обрабатываются упомянутым ранее фуговальным станком - он срезает первичные неровности древесины, делая ее гладкой и ровной. Но этого все же недостаточно - заготовки доводятся до идеала по толщине на рейсмусовом станке, оснащенным валом Helical длиной 500 мм. производства фирмы JetTools. Вал своими многочисленными ножами идеально ровно срезает дерево:

Ножи имеют заточку с четырех сторон, повторной заточке они не подлежат.
Если затупились, можно переставить, но только 3 раза, после - замена в комплекте.
 


Далее заготовки склеиваются в массив. Прочность современных составов для дерева такова, что бесполезно ломать изделие по клеевому шву, оно все равно сломается по дереву:

Обратите внимание, что мастер подбирает элементы, близкие по текстуре,
чтобы получился гармонично выглядящий массив.


Выбор масла по дереву.. Мучения с московским Лайносом.


Этим вопросом я занялся в то время, пока еще сохла древесина. Василий работает с маслами Лайнос (Leinos) - это немецкая марка, производящая составы для дерева. Основная особенность их продукции - использование натуральных (в основном, растительных) красителей и компонентов масел, безопасных для детей и аллергиков. В Европе у них есть сертификат, позволяющий использовать продукцию для покраски детских игрушек из дерева.  

Сначала зашел на их сайт чтобы предварительно выбрать цвета. Василий сразу сказал чтобы я на это особенно не рассчитывал - одно и то же масло будет совершенно по-разному выглядеть не только на разных породах дерева, но и даже при разном способе нанесения. Вот такая вот алхимия. Я поехал в официальное представительство Лайнос в Москве, расположенное на Дмитровском шоссе. Там есть демонстрационный зал, где можно посмотреть как выглядит масло на разных породах дерева (в наличии только дуб и сосна), там же можно сделать несколько бесплатных выкрасов на ваших образцах. Перед поездкой в Leinos, я заехал в WoodStock в Химках, где приобрел несколько листов шпона ильма для тестовой выкраски. Шпон - это очень тонкие пластинки дерева (толщина их менее миллиметра), обычно он используется в качестве внешней декоративной поверхости ламината, мебельных плит ДСП и МДФ и т.д. К сожалению, более толстых образцов ильма у них не было - а шпон, мягко говоря, не лучший вариант для выкраски так как из-за малой толщины он сильно впитывает масло. 

Образцы шпона для выкраски. Стоят около 20 рублей за штуку, три штуки дают бесплатно. 


Выбрал несколько цветов в московском Лайносе, отдал образцы им на покраску, через пару дней приехал. Мягко говоря был в шоке - такое впечатление, что шпон просто мариновали в масле! Все листы имели очень темные, совершенно не соответствующие ранее выбранным оттенки. Как оказалось, образцы предварительно не шкурили (тогда впитываемость меньше) и не вытирали после нанесения масла - хотя я просил сотрудников сделать именно так: 

Epic Fail, Leinos. Шпон получился даже темнее, чем плитка.


Посторяем все по новой (включая закупку образцов шпона), но на этот раз масло развели в концентрации 50%, плюс, все-таки, видимо нанесли по технологии, по которой я просил. В этот раз получилось гораздо лучше - после недолгих раздумий был выбран образец масла Leinos 109 - он смотрелся очень гармонично за счет невысокой насыщенности и своего оттенка, не "перебивал" раковину, приятно выделяя ее:

Сделал временную столешницу чтобы посмотреть насколько выбранные цвета будут гармонировать и с плиткой на полу и на стенах, и с раковиной. В итоге было выбрано масло Leinos 109.


Василий поехал в Лайнос в Перми и купил там 109-е масло.. Выкрасил образец и был в шоке - вообще совершенно другой цвет, нисколько не похожий на тот, который был у меня:


Он объяснил мне, что такая разница, скорее всего, вызвана ошибками при приготовлении масла в московском Лайносе, так же возможно, что финишный лак был нанесен уличный (имеет совершенно другой состав) - в общем, не знаю как, но в итоге вместо масла 109 у московского Лайноса получился некий уникальный цвет.

Пришлось идти на Почту России и отправлять бандероль с частью выкрашенного образца в Кунгур. Бандероль шла примерно десять дней, еще примерно неделю Василий выкрашивал образцы, пытаясь подобрать этот цвет. В  итоге все-таки получилось, хотя стопроцентно попасть в то, что накрасили в московском Лайносе, не удалось.
 


Доработка проекта мебели - что бывает когда встретились два инженера..


Отлично, с маслом определился, осталось сделать проект навесного шкафчика с зеркалом. Кроме этого, когда я примерял раковину на временную столешницу, понял, что из-за ее большой высоты необходимо сделать полочки для зубных щеток и т.д. Конечно, полочки также хотелось из дерева.

В это время совершенно неожиданно засорился слив ванной и его пришлось чистить, открыв боковой люк. Также справа внизу сантехкороба одна из плиток закреплена на магнитах - чтобы был доступ к нижней части стояка. Я представил как сложно это будет это все обслуживать, если в нише будет стоять тумбочка в сборе с раковиной весом 35 килограмм.  Эту тумбу, даже если не смотреть на ее вес, будет невозможно вытащить из-за проема в форме трапеции. Придется снимать раковину, поднимать тумбочку, выносить ее из проема над ванной.. Потом все в обратном порядке... Нет, не хочу подписываться на такое!

И тогда пришла в голову отличная мысль - а что если столешницу сделать как в проекте Лилии, то есть отдельным элементом, прикрепленным к стене? Корпус тумбочки так же будет отдельным элементом - чтобы при необходимости ее можно было просто вытащить, оставив подключенную раковину со столешницей "парить" в воздухе.  Эта идея показалась невероятно интересной - с Василием, наверное, дня два обсуждали пути решения проблемы. В итоге остановились на том, что в ножках тумбы будут установлены скрытые регуляторы высоты, изменение высоты подъема ножки осуществляется ключом-шестигранником через небольшое отверстие в ней. Это позволяет приподнимать и опускать тумбу. Опустил ее, затем ее можно вытащить и обслуживать слив ванной и низ стояка. Сама столешница будет держаться на специальных силовых креплениях в форме буквы "Г". Каждая половинка этой "буквы" состоит из двух сваренных Г-образных стальных профилей толщиной три миллиметра. Дополнительно в конструкции предусмотрено ребро жесткости - держать такой вес, да еще на длинном рычаге - не самая простая задача.

Чтобы все это поместилось внутрь тумбы, пришлось укорачивать ящик до 350 мм - в противном случае нижнюю часть тумбы не удалось бы завинуть под столешницу, доводчик ящика уперся бы в ребра жесткости креплений. Во всем остальном проблем не предвиделось - Г-образная опора отлично вписывалась в небольшое пространство над и сбоку от ящика:

Здесь ящик уже укорочен - все прекрасно размещается. Обратите внимание на низ столешницы - из-за того что смеситель мог быть закреплен при толщине столешницы максимум 30 мм., а толщина моей - 40 мм., пришлось предусмотреть такой вот вырез. Он обязательно должен быть закрытым - чтобы дерево не коробило.

Василий предупредил, что с креплениями не все так просто, как кажется. Когда столешница является частью тумбы, она закреплена так, чтобы дерево могло расширяться и сжиматься. Столешницу из массива дерева грамотные мастера не крепят жестко. В случае крепления не к тумбе, а к силовым лементам, так же должна быть обеспечена возможность расширения и сжатия. Сделано это было следующим образом: в креплениях предусмотрены специальные пазы, через которые столешница привинчивается на саморезы снизу. Но эти пазы вытянутые - если столешница будет сжиматься или расширяться перпендикулярно направлению волокон, паз позволит ей это сделать. Кроме этого, рядом предусмотрены четыре винта - они позволяют точно регулировать высоту и наклон. Вот что получилось:


Пока еще крепления не окрашены - они будут покрыты краской по металлу в цвет плитки на стенах.

Также пришла пора разобраться с трапецией - ведь есть фрезерный станок с ЧПУ, на котором можно сделать столешницу любой формы. Я предварительно измерял углы и расстояния в нише, затем вырезал из тонких листов древесно-волокнистой плиты шаблоны и примерял каждый - так риск ошибиться при измеренях был гораздо меньше. Затем в проекте повторил уже наиболее подходящий шаблон, затем экспортировал из Rhino столешницу в формате IGES и направил ее Василию, который как раз начинал заниматься изготовлением чистовой столешницы.

Осталось спроектировать шкафчик и полочки, со шкафчиком вообще вопросов не было (кстати, для него были предусмотрены современные невидимые снаружи крепления с регулировкой двумя винтами), а вот с полочками возникал вопрос - как их крепить к стене? Они довольно тонкие, снизу Г-образные уродливые крепления делать не хотелось, сверху - тем более. В итоге, после обсуждения было найдено наиболее оптимальное решение:


Непосредственно к стене крепится металлическая плашка, в которой предусмотрена резьба для двух гладких шпилек. В полочке с высокой точностью вырезана ответная часть под шпильки, плашку, и под головки саморезов, которыми плашка привинчивается к стене. Полочка просто одевается с некоторым усилием на эту конструкцию и таким же образом может быть снята. Плашки были изготовлены из стали при помощи суперсовременного станка - обрабатывающего центра по металлу и дереву, который Василий может арендовать в Перми:  Полочки делались в Кунгуре так же из массива вяза:


Изготовление заготовки для полочек на станке с ЧПУ. Затем они будут разделены, отшлифованы и т.д.  


В качестве завершения этого раздела я приведу общий чертеж того, что должно будет получиться:


Кстати, зеркало для шкафчика решил заказать у Василия, хотя были некоторые сомнения насчет того что оно доедет до Москвы в сохранности. Но в итоге мои сомнения были напрасными - мастер знает как упаковать мебель так, чтобы она доехала.

И фото мебели уже в процессе сборки:


В итоге, моя мебель была завершена. Я перечислил Василию оставшуюся часть суммы и стоимость транспортировки до Москвы. Она оказалась удивительно небольшой - всего несколько тысяч (причем в договоре на перевозку была указана реальная стоимость на случай повреждения транспортной компанией). Мебель была разобрана и упакована в паллетный борт (жесткий ящик из дерева стандартного для транспортировки размера) с прокладкой мягким материалом.  

P.S. Мой заказ мебели оказался несколько необычным так как я сам проектировал мебель, был нестандартный проем, ну и вообще, хотелось все сделать идеально. Если вы хотите заказать мебель из массива дерева у мастера с доставкой - вам совершенно не обязательно ее проектировать - большинство заказов у Василия были изготовлены по пожеланиям заказчика, на основе которых он сам делал эскизы и потом согласовывал их. Единственно, что тут важно - что мебель приезжает в Моску в частично разобранном виде, нужно ее получить, доставить и собрать. Если вас это не смущает, смело заказывайте. А если смущает - у мастера есть контакты сборщиков мебели в Москве, так же их вы можете найте на нашем форуме.   

Завершу я эту статью тем, что понял уже после ее написания - раковина сделана из окаменеловго дерева, которое, наиболее вероятно, росло в Пермский период (~250 млн. лет назад). А мастер, изготовивший для этой раковины мебель, живет именно в Пермском крае, где впервые были открыты отложения той далекой эпохи нашей Земли. Вот такие совпадения бывают.

Продолжение - в завершающей статье цикла.

Спасибо за внимание.



Теги: ванная,дизайн ванной,раковина,дизайн-проект,интерьер,мебель,тумбочка в ванную,навесной шкафчик,проектирование мебели,мебель на заказ,мебель из дерева
847

Присоединяйтесь к самому крупному DIY сообществу