25.01.2010 в 23:56:55
Автор Леонид Шестиперстов
Авторский текст
СРО в строительстве: перспективы пугают
С 1 января 2010 года для всех предприятий на территории Российской Федерации право выполнения проектных, изыскательских и строительных работ предоставлено только членам так называемых СРО (саморегулируемых организаций), по выдаваемым ими специальным допускам. Последствия данного нововведения затрагивают не только занятых в этой сфере работников, но и практически все население нашей Родины.
Горячее желание Российской Федерации вступить во всемирную торговую организацию (ВТО) и введение обязательного членства организаций в СРО тесно взаимосвязаны. Вступление строительной отрасли в СРО - это одна из "ступенек" на пути вступления в ВТО. После 1 января 2010 г. родился бодрый рапорт об успехе СРО-кампании. Однако хочется заметить, что вряд ли это поможет России при вступлении в ВТО, так как с этого момента проблемы в строительной сфере сильно усугубляются.
На данный момент в СРО вступило около 20% предприятий, ранее работавших по лицензиям, допуски к производству работ получили не все вступившие предприятия.
Вступают в СРО крупные и "богатые" предприятия. Основной проблемой малых и средних предприятий при вступлении в СРО является дефицит финансовых средств. Для вступления в строительное СРО требуется единовременно заплатить около 450 000 руб., в проектное или изыскательское - 220 000 руб., причем это только начало, так как за ними следуют затраты при получении допусков к работам. А потом - наверняка еще найдутся поводы платить, платить и платить. Для крупной фирмы эти деньги - капля в море, для мелкой - смертельная болезнь, особенно при текущем падении рынка проектирования и строительства.
Нельзя не отметить полное отсутствие зависимости обязательных платежей от размеров организации. Всем организациям, вне зависимости от масштабов деятельности, предложено платить одинаковые взносы. Даже прецедент такой найти сложно - за машины ставки налогов зависят от мощности, за квартиры - от площади и т д. Причем, одна машина или квартира от другой отличается в общем случае максимум в 10 раз, а разница масштабов деятельности самой маленькой и самой большой из дееспособных организаций отличается не менее, чем в 10 000 раз(!) - от 1 млн. руб. в год до 10 млрд. руб. в год. Смешно, но получается что у двух этих предприятий одинаковые риски социальной ответственности.
В части социальной ответственности пока неизвестно, что конкретно страхуется? На каком основании, в каких размерах нужно производить выплаты из компенсационного фонда, а также его восстановление? Нет системы, нет прецедентов. При этом, в любом строительном объекте будут задействованы минимум три СРО: изыскательское, проектное и строительное, виновного будет найти практически невозможно. При наличии единого СРО, отвечающего за все три ипостаси, страхование могло бы работать, а при существующей системе из трех разных СРО воспользоваться им будет крайне сложно.
Одним из аргументов, обосновывающих переход отрасли на саморегулирование, является предполагаемое повышение качества строительства и "ответственности" организаций. Однако, есть серьезный повод в этом усомниться, так как одним из наиважнейших параметров качества является единая нормативная база. На основании Закона "О техническом регулировании" в саморегулирующихся организациях производится создание свода собственных норм и правил. Можно с уверенностью утверждать, что в результате перехода строительной отрасли на саморегулирование мы получим количество нормативных баз, равное количеству СРО, а следовательно - нормативный нигилизм, при котором возможность контроля надзорных органов за результатами проектирования и строительства крайне сомнительна. Совершенно непонятно, как может произойти повышение качества строительства при подобном крушении всей нормативной базы. Сооружения рушиться будут чаще, а выплатой из компенсационного фонда людской жизни не вернуть.
В качестве другого положительного последствия введения СРО различными источниками озвучивается такое мнение, что введение СРО снизит коррупцию в строительной сфере. К сожалению, это невозможно, как минимум потому, что существующие причины коррупции не устраняются. Более того, создается еще одно потенциально коррумпированное звено - высшее руководство СРО.
Однозначно выражено народное отношение к введению СРО в строительстве. Результаты интернет-опроса опроса технически грамотных и дееспособных специалистов строительной отрасли показывают, что положительные стороны в СРО видят только 4% респондентов, а отрицательные - 96%. Получается - народ слеп или глуп? Это маловероятно, скорее введение СРО является антинародным мероприятием.
Возникает вопрос: если для народа введение СРО невыгодно, то возможно от этого выиграют государственные интересы? Однако, после ратификации обязательного членства строительной отрасли в СРО, в государственном масштабе гарантируется резкое снижение объемов проектирования и строительства в связи с организационными затруднениями, уходом с рынка сегмента "дешевых" поставщиков товаров и услуг, удорожанием работ по причине увеличения их затратной части (себестоимости). О снижении государственных расходов можно говорить разве что в части ухода со сцены лицензирующих органов. Но эта экономия сомнительна, так как, по всей видимости, будут усилены надзорные органы в части, контролирующей деятельность СРО. А уж на выплате пособий по безработице государство так "сэкономит", что мало вряд ли покажется.
Жизнеспособность любого государства определяется соотношением в его составе производителей и нахлебников. Возникает вопрос: в результате введения СРО в какую сторону это соотношение изменится?
Очень жаль, но пока не удалось найти положительные для России последствия от срочного введения СРО в строительстве.
Выгоден этот процесс кучке людей, его возглавляющих, да иностранным государствам, которым комфортнее видеть Россию исключительно в качестве сырьевого придатка.
Для самой Российской Федерации однозначным будет дальнейший упадок строительной отрасли, и без этого переживающей не лучшие дни, горе людей, потерявших свой хлеб, окончательная утрата ими доверия к власти.
P. S. Предложения по нормализации ситуации следующие.
[*]Возобновление выдачи лицензий и возможности работы по ним на срок, достаточный для разработки полного комплекта Технических регламентов в строительной отрасли. [*]Организация и полноценное финансирование государством процесса создания Технических регламентов. [*]Подготовка изменений в законодательные акты в части введения прямой зависимости страховых отчислений от стоимости проектных, изыскательских и строительных работ. [*]Функцию формирования компенсационного фонда и выплаты страховых сумм возложить на страховые организации.
Адрес статьи
Большое спасибо автору, первая не заказная статья о СРО . Получается что единственное средство массовой информации которое может пролить свет на СРОнизацию ,это интернет. Господа предприниматели!!! нас 80% хватит жаться в кучки на специализированных форумах нас там никто не слышит ,если каждый из нас разместит эту статью на информационных ресурсах мы привлечём внимание общественности (при копирование статьи указывайте автора) . Большинство людей даже не представляют какая афера происходит в строительстве. Возможно после этого наши "президенты" обратят внимание ,на то какого монстра они вырастили.
26.01.2010 в 09:23:14
Вообще то, это тема для болталки скорее, а не для этой ветки. А так - ну что тут сделаешь? Это как с ОСАГО. Или с налогами - заплати и спи спокойно. Нихера хорошего нету в них, с лицензиями было удобнее. Просто аппетиты у чиновников выросли, на лицензиях столько уже не наваришь. Обычная история для коньюнктурной страны и методологии управления. :(
26.01.2010 в 11:14:40
**** интересно какие работы можно выполнять не вступая в сро?я так понял на внутренней отделке особо не скажется.
26.01.2010 в 16:29:53
NMGВладимир написал : Возможно после этого наши "президенты" обратят внимание ,на то какого монстра они вырастили.
Это им и так известно, для этого и растили этого самого монстра -СРО. Там уже толпятся знакомые все лица. Малому бизнесу там просто нет места по определению. Очередной "окорочек Буша" вырисовывается в угоду ВТО, в которую легко принимают Грузию и долго "мурыжат" Россию.
26.01.2010 в 16:55:15
Вот про малый бизнес я как раз и думал:его у нас все развивают,а он все загибается!:):help
27.01.2010 в 13:22:17
В декабре 2009 года на конференции Ассоциации строителей России ее председатель Николай Кошман высказал мнение, что давать допуски на строительство и сопутствующую деятельность должны не все СРО, а избранные. Кто же эти они?
«Надеюсь, в 2010 году в первом полугодии будет выработано дополнение к закону, согласно которому выдача допусков будет централизована, как это было при лицензировании. Не может быть такого, чтобы каждая СРО выдавала свои допуски, слишком различается профессионализм участников», – такое предложение прозвучало на конференции от Николая Кошмана.
Справедливо возникает вопрос: чем не устраивало тогда лицензирование и что, при принятом условии, даст создание СРО? И самое насущное: при вступлении в СРО организация должна заплатить минимум 300 тыс руб. и также она платит за допуск к деятельности?
В «ССК Южного Урала» свое мнение на этот счет. Говорит Игорь Вячеславович Стоякин, директор департамента нормативного регулирования и контроля:
«Я считаю, что предложения и изменения по ним могут быть рассмотрены только после получения опыта работы в поставленных условиях. Например, при переходе на саморегулирование в строительной отрасли произошло в три раза больше техногенных катастроф на объектах строительства, в пять раз больше смертельных случаев, в десять раз больше нарушений. Только получив данные по отрасли можно вносить изменения. О каком опыте, о каких обобщениях можно говорить? Кошман говорит о единой СРО, речь идет о том, чтобы разрушить существующую схему. Он хочет создать СРО, где, к примеру, будет 100 строительных организаций, 50 проектных и 50 изыскательских. Т.е. не делить СРО по виду. Получается такая ситуация: все СРО станут перед выбором – не смогут реорганизоваться, то должны быть ликвидированы.
А сейчас мы не успели привыкнуть к 274 приказу, появляется 480, как будто нельзя было сразу добавить функции генерального подрядчика и заказчика. Не успели его как следует изучить – появляется 624. И если его примет Минюст, то придется переделывать все допуски.
Цель таких предложений – дискредитировать СРО. На сегодняшний момент строители должны действовать по законодательству РФ. Изменения возможны только при принятии правительством поправок к закону, которых еще нет».
29.01.2010 в 08:51:08
Может кто то лучше даст ссылочку на инфу, где указано область, охватываемая СРО. Я видел косвенную инфу в журнале "Эксперт", что для строительства объектов площадью до 1500 м" вступление в СРО не требуется.
01.02.2010 в 09:29:08
Elk А что , собственно, началось ? Ничего оригинального.
01.02.2010 в 22:17:33
ceil написал : Может кто то лучше даст ссылочку на инфу, где указано область, охватываемая СРО. Я видел косвенную инфу в журнале "Эксперт", что для строительства объектов площадью до 1500 м" вступление в СРО не требуется.
Не хочется много цитировать, но может сами найдете в инете по нижеприведенным реквизитам и почитаете?
Приказ Министерства Регионального развития РФ №274 от 09.12.08 г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
В этом приказе написано в п.2 написано:
Установить, что:
Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации , а также в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов;
Ну а дальше Градостроительный кодекс статью 49 часть 2 и статью 51 часть 17. Кажется это именно то, о чем Вы спрашиваете
02.02.2010 в 08:55:31
mash1405 написал : Ну а дальше Градостроительный кодекс статью 49 часть 2 и статью 51 часть 17. Кажется это именно то, о чем Вы спрашиваете
Так ремонтно-отделочные работы допуска СРО не требуют. Даже строительство коттеджей можно без этого допуска проводить.
02.02.2010 в 22:10:36
ceil написал : Так ремонтно-отделочные работы допуска СРО не требуют.
Смотря какие и где.
Не все объекты (квартиры) подпадают под часть 2 статьи 49 и часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса.
А если не подпадают, то надо уже смотреть перечисленные в приказе виды работ. К сожалению по большому количеству перечислены не сами виды работ, а их коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг. Поэтому если хочется разобраться дальше, то надо уже его по кодам смотреть.
Например вот здесь (только он большой и искать сложно):
04.02.2010 в 11:58:08
ceil написал : Так ремонтно-отделочные работы допуска СРО не требуют. Даже строительство коттеджей можно без этого допуска проводить.
С 09.10.2009 года на сайте Минрегиона висит справка Департамента регулирования градостроительной деятельности
где прямо сказано:
Во исполнение части 4 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минрегион России при разработке Перечня учел особенности работ, выполняемых гражданами для собственных нужд, а также работ, осуществляемых субъектами малого предпринимательства.
Так, приказом Минрегиона России установлено, что граждане и организации, выполняющие работы по проектированию и (или) строительству только объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство, и объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в СРО и не уплачивая вступительные, членские взносы, а также взносы в компенсационные фонды таких саморегулируемых организаций.
Перечень указанных объектов установлен частью 17 статьи 51
и частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации
и включает в себя следующие объекты:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;
6) объекты, в отношении которых проводятся работы по их изменению в целом и (или) по изменению отдельных частей этих объектов, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
7) гаражи на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
8 ) объекты на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
9) киоски, навесы и другие объекты, не являющиеся объектами капитального строительства;
10) строения и сооружения вспомогательного использования.
Приказ Минрегиона №480, просто расширил перечень, но не затронул примечание к приказу №274. Все остальные документы существуют пока на стадии проекта.
04.02.2010 в 18:40:20
Семинар "Государственное регулирование и саморегулирование в строительстве. Состояние и тенденции развития"
11 марта в рамках выставки МАТТЕХ пройдет семинар «Отмена лицензирования в строительной отрасли». Время проведения – с 14:00 до 18:00, место – ЦВК «Экспоцентр», конференц-зал, павильон 2, зал 2.
Предварительная программа семинара: • Предпосылки и цели отказа от лицензирования в строительстве и переходе к саморегулированию отрасли • СРО в строительной сфере – первые итоги и перспективы • Последние и планируемые изменения законодательства о СРО • Стандарты СРО в системе технического регулирования в Российской Федерации • Работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства. Опасные виды работ, выполняемые застройщиком, заказчиком и генеральным подрядчиком • Членство в саморегулируемой организации строительной сферы. Порядок предоставления, изменения, приостановления, возобновления и прекращения действия допуска к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства • Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства • Контроль и ответственность СРО за деятельность своих членов • Национальные объединения СРО в строительной сфере
Подробнее о семинаре и условиях участия – можно узнать
04.02.2010 в 23:17:59
Спасибо всем за информацию.В какой-то мере малое предпринимательство даже получает некоторую свободу действия!?
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Присоединяйтесь к самому крупному DIY сообществу