Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
#1875965

Рыская по разным околоавтомобильным форумам, я наткнулся на одну очень интересную вещь. Практически на всех из них присутствует тема про правила монтажа электропроводки в автомобиле. Не везде,правда,она называется именно так. Короче говоря,я решил создать такую тему и на этом форуме.

Итак начнем.

  1. Ни для кого не секрет, что в автомобиле всегда присутствуют разного рода вибрации: от работающего двигателя, от дороги и так далее. Так вот, провода, уложенные в жгут, при воздействии на них вибрационных ускорений, начинают тереться друг об друга, при этом протирая изоляцию. Но и это еще не все! Вибрируя, провод отламывается от обжатого на нем наконечника, гнезда, штыря. Чем это чревато, рассказывать не стоит? Выход существует: укреплять провода на кузове пластиковыми стяжками, штатными скобами, на крайний случай изолентой. Особого внимания заслуживают провода, проходящие из неподвижных частей кузова в подвижные(как пример, провода к динамикам и подсветке в дверях, провода к фонарю освещения номерного знака на ВАЗ2107, провода стеклоочистителя на ВАЗ2104 и т.д.). такие провода необходимо прокладывать с таким расчетом, чтобы при закрывании двери( капота, крышки багажника )провода работали на скручивание, а не на жесткий изгиб(т.е. изгиб с малым радиусом). Самый, на мой взгляд, лучший способ-это резиновая трубка, с фланцем крепления на кузове, имеющая изогнутую форму. Провода необходимо запустить с запасом, чтобы они не натягивались. Минусом этой резинки является ее малый внутренний диаметр, больше 5 проводов, сечением 1,5 мм.кв. в нее не просунешь. Если возникает потребность в проведении большого количества проводов-необходимо сверлить отверстия на кузове на разной высоте, и устанавливать гофрированную трубку, типа ГАЗ3110 или Таврия.
  2. Существует такое мнение, что в автомобильной электрике нельзя паять. К сожалению, это отчасти правда. Но не всегда! Действительно, в ситуациях описанных выше(то есть в подвижных проводах), скрутка-смерть для электрической цепи. Провод, изгибаясь возле пропаянной, жесткой скрутки, гнется с очень малым радиусом, и очень быстро переламывается. Так же в случае, если на спаянную скрутку попадает вода, происходит окисление припоя(так называемая оловянная болезнь),и контакт пропадает. Однако, если скрутка расположена в таком месте, где попадание влаги исключено(это трудно осуществимо -но возможно) и провод или жгут проводов не вибрируют т.е. закреплены жестко, допустимо пропаять скрутку, надев после пайки термоусадочную трубку.
    В то же время существуют ситуации, когда без пайки трудно обойтись. Это те случаи, когда необходимо обжать на проводе наконечник, размер под обжимку которого больше(или меньше, но это реже встречается),чем позволяет обжимать инструмент(мы говорим о специальных клещах, а не о пассатижах). В этом случае залуживаем наконечник, залуживаем зачищенный конец провода и «обжав» любым удобным способом наконечник на проводе, прогреваем место обжима паяльником до расплавления припоя. После этого необходимо надеть на обжатое место термоусадочную трубку для предотвращения попадания воды на место пайки.
  3. Что-то слишком часто стало употребляться слово «вода»…Для электропроводки вода злейший враг. Не зря в жгутах автомобилей иностранных производителей принимаются все меры по предотвращению попадания воды внутрь жгута. К сожалению, наши авто производители не относятся с должной серьёзностью к этой проблеме. Максимум, что делается в этом направлении, это применение импортных, герметизированных разъемов. Особенно к коррозии чувствительны слаботочные цепи управления инжектором, антенны, сигнализации. Поэтому, если Вы хотите продлить срок безотказной работы этих систем -устанавливайте разъемы аналогичные изготавливаемым фирмой Tyco Electronics. Для герметизации жгутов на каждом выходе провода из жгута надевайте термоусадочную трубку, правда если само тело жгута ничем не прикрыто(хотя бы резиновой трубкой -кембриком) по всей длине, то толку от этого ноль. В связи с этим, при ремонте старайтесь не срезать установленные на жгуте трубки, и при установке дополнительной проводки надежно герметизируйте места соединений изолентой или термоусадкой.
  4. каждый провод должен начинаться с арматуры и заканчиваться ею. Способов соединения (армировки или, не совсем технически грамотно, но тоже допустимо, обжима) не много: собственно обжим, когда на зачищенный конец провода при помощи пресса загибаются специальные усики наконечника(или гнезда, или штыря) на провод; пайка, когда зачищенный конец провода вставляется в специальное отверстие в арматуре(не путать со строительной арматурой) и запаивается(таким образом собираются разъемы типа ШР,2РМ, наконечники на силовых проводах, подходящих к клеммам аккумуляторной батареи);и комбинированный способ(«массовые» наконечники сначала залуживаются, потом обжимаются и повторно пропаиваются). Последний способ сейчас практически не применяется, ввиду повышенной трудоёмкости и подверженности разрушению припоя под воздействием влаги(так называемая «оловянная болезнь»). Первые два применяются достаточно широко, а первый так вообще повсеместно. В гаражных условиях предпочтительнее обжим, так как обеспечивает практически постоянное качество, не зависящее от исполнителя. Однако при этом требует специальных обжимных клещей.
  5. Арматура делится на: гнезда, штыри, наконечники. В обиходе их часто называют «мама», «папа», «клемма» соответственно. Каждый тип имеет в свою очередь подразделения на группы. Их много, расписывать каждый класс долго, скажу лишь одно: каждому сечению провода соответствует свой тип гнезд, штырей и наконечников. А наконечники делятся еще и по диаметру отверстия «под болт». Существуют, правда, еще один подтип наконечников: вилочные. Их видел каждый, кто открывал телефонную розетку. В авто такие уже практически не используются, ввиду нехорошего свойства отсоединятся от прибора при малейшем ослаблении крепежа.
  6. Провода в автоэлектрике используются следующих типов: ПГВА, ПВА, ПВВ(высоковольтный). Ранее использовались также провода с тканевой оплеткой, но в данное время они не используются(влага, опять влага…). В гаражной практике можно использовать любые провода в синтетической изоляции, единственное требование, чтобы изоляция была целой.

Ну в общем то и всё. Если возникнут какие либо вопросы-обращайтесь.

У тестя запорожец 75г.в. там всё пропаяно и облужено , не припомню чтобы он жаловался на проводку
Единственное ВВ провода ему дал чёрные многожильные ; стоЯли красные - пробивали

Регистрация: 03.11.2007 Москва Сообщений: 12556

Hasik74 написал :
У тестя запорожец 75г.в. там всё пропаяно и облужено....

На заводе такое бы скорее всего не ссделали бы. Как бы это не была перестраховка Вашего тестя. С Жоперожцами сталкивался разика 3-4 не более, года выпуска не знаю, но ГАЗ 21, Победа, Москвич 403 (это из старичков) А уж все то что моложе перечисленного раритета - везде все сделано на обжиме. А пайка в автоэлектрике, если есть хоть малейший доступ влаги (даже влага из воздуха) - это смерть проводке.

RHAPSODY написал :
Существует такое мнение, что в автомобильной электрике нельзя паять. ....., это отчасти правда. Но не всегда!

Всегда !!! , только обжим (наконечник, гильза) или скрутка. Никакой пайки. Пайка не живет долго на машине.

Это мое мнение и его не навязываю

у меня ГАЗ69 63 года, провода-исключительно пайка. проводил полный рестайлинг, ни в одном!!! месте провода на пайке не были переломаны.
сам проводку сваял на наконечниках под обжим, посмотрю как оно будет. пока 10 месяцев-полет нормальный.

Ким написал :
Пайка не живет долго на машине.

Долго - это сколько? У меня машине восемь лет. Сигнализацию и музыку ставил сам. Никаких проблем.
К слову сказать видел много разрушенных водой обжимных соединений. Так что вода порушит всё.

Любое обжимное соединение скрутка более подвержены окислению не жели пайка самое надёжное соединение это сварка но она не для авто точно а поять можно смело только не использовать кислоту
а нормальные флюсы и всё будет работать и главное изоляция паяного узла сейчас полно термоусадок
всяких.Раньше по ГоСту было положено облуживать любое обжимное соединение на авто это сейчас
экономия....

олег 111 написал :
только не использовать кислоту

Золотые слова! Так и только так. С канифольным флюсом и последующей изоляцией термоусадкой, кембриком или изолентой. А с кислотой да без промывки - это только угробить агрегат.

Регистрация: 21.02.2009 Санкт-Петербург Сообщений: 278

тоже всегда только паял на машинах. Но никаких кислот или тому подобного - только канифоль. Про то, что припой разрушается на морозе: насколько я знаю, на морозе только чистое олово разрушается, а припой - сплав со свинцом.

Просто пайка значительно менее технологична. А обжим быстрее. Вот и жмут.

Регистрация: 22.12.2005 Сыктывкар Сообщений: 4207

RHAPSODY написал :
Так же в случае, если на спаянную скрутку попадает вода, происходит окисление припоя(так называемая оловянная болезнь),и контакт пропадает.

нормально паяная(безкислотным флюсом) скрутка на порядок более стойка к воде чем разъемное соединение и ничуть не уступает обжимке , "оловянная болезнь" это имхо вобще из области мифологии.
ПС для прокладки в авто предпочитаю провода с пвх изоляцией + лакированной тканевой оплеткой или современные "аудио" провода в прозрачной гибкой изоляции

А как же кузова у машин были лужёные или посуду лудили - она же напрямую с водой контактировала а машины и по морозу ездили или там другая технология была ? Просветите плиз.

Регистрация: 22.12.2005 Сыктывкар Сообщений: 4207

если и есть проблемы с оловом то это "оловянная чума" (википедия описывает неплохо.)

johnlc написал :
википедия описывает неплохо.

Прочитал - очень познавательно. Но из прочитанного сделал вывод, что только чистое олово подвержено этому "недугу". А припой - это сплав. Кстати из разных источников выяснилось, что примеси висмута, свинца и многие другие чуму задерживают.

Регистрация: 29.11.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 1086

LexxM написал :
А как же кузова у машин были лужёные

в одном авторитетном издании один ветеран признался, что лудили только потому, что штампы кузовных делалей были такими хреновыми, что выводить поверхность приходилось легким сплавом со шлифовкой. Вот она вся правда...

LexxM написал :
свинца и многие другие чуму задерживают

Пришло новейшее информационное письмо из западного офиса. Грузики из свинца на колесах запретят. Неэкологично.

Ким написал :
Никакой пайки. Пайка не живет долго на машине

Разберите генератор от автомашины. Узнаете много нового о пайке.

Владимир_С написал :
Сообщение от LexxM
А как же кузова у машин были лужёные

Это не моё.

Регистрация: 29.11.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 1086

олег 111 написал :
сварка но она не для авто

если открыть сложный электроагрегат - типа стартера или генератора - можно с ужасом найти массу точек сварки. Реле напряжения, реле сигналов и пр.

LexxM написал :
Всем спасибо!

Партии спасибо! На нее вся надежда.

Регистрация: 03.11.2007 Москва Сообщений: 12556

Владимир_С написал :
Разберите генератор от автомашины. Узнаете много нового о пайке.

Вы для начала название темы посмотрите и о чем она, потом уже со своим генератором лезьте.

NAT69 написал :
у меня ГАЗ69 63 года, провода-исключительно пайка.

Сорри, апшибачка вышла Но только на старичках проводка вся сначала опрессована и потом уже облужена. Давно все это было, забывается уже.

Hasik74 написал :
А как же кузова у машин были лужёные или посуду лудили.....

Еще к воде добавьте то что проводка находится под напряжением, плюс всякая химия на дорогах. Вот все это и плюс электрохимическая реакция - получается кирдык проводке.

Владимир_С написал :
в одном авторитетном издании один ветеран признался, что лудили только потому, что штампы кузовных делалей были такими хреновыми, что выводить поверхность приходилось легким сплавом со шлифовкой. Вот она вся правда...

21-я Волга - задняя часть возле крыльев и стойки, верхнее ребро крыла - все пролужено на заводе. Толщина припоя, если не ошибаюсь, до сантиметра доходит. А вот потом - обработано, вышкурено и покрашено. Такова технология была. Насколько слышал, так же делали на 407 Москвиче, но могу ошибаться.

Это мое мнение и его не навязываю

Регистрация: 29.11.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 1086

Ким написал :
Вы для начала название темы посмотрите и о чем она, потом уже со своим генератором лезьте.

Вы не догадываетесь, что в генераторе есть проводка. Так я информирую.

Ким написал :
21-я Волга - задняя часть возле крыльев и стойки, верхнее ребро крыла - все пролужено на заводе. Толщина припоя, если не ошибаюсь, до сантиметра доходит. А вот потом - обработано, вышкурено и покрашено. Такова технология была. Насколько слышал, так же делали на 407 Москвиче, но могу ошибаться.

И че? Хотите поведать про технологию опаивания кузовов? Вы для начала название темы посмотрите и о чем она, потом уже со своим припоем лезьте.

Регистрация: 03.11.2007 Москва Сообщений: 12556

Владимир_С написал :
Хотите поведать про технологию опаивания кузовов?

Вам??? Вы уже и так ответили

LexxM написал :
Это не моё.

А так на всякий случай, если хочется перед кем-то повыеживаться - загляните в зеркало. Есть там товарищ которому можете мозги парить и хамить до скончания века. Удачи в междусобойчике

Это мое мнение и его не навязываю

Регистрация: 29.11.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 1086

Ким написал :
Вам интереснее колеса от тележки на самолет впаривать, это наверное Ваше.

я впаривал?
у вас явные проблемы с пониманием текста.
но явный прогресс по сбору компромата в поиске по конференции.
я вот что скажу, - угольный фильтр.
Онли.

Ким написал :
По возрасту не пройду, да и делать мне там нечего, по сути "не птица я высокого полета", не мое это

это точно.
А хотите и вам впарю колеса от тележки?
Моторизованная птица на пневматике и облуженным концом будет.

Ким написал :
Есть там товарищ которому можете мозги парить и хамить до скончания века.

вы - умелый участник дискуссии с большими фундаментальными знаниями.

Ким написал :
Вам интереснее колеса от тележки на самолет впаривать, это наверное Ваше.

А это к чему?

Регистрация: 02.08.2009 Волгоград Сообщений: 470

RHAPSODY написал :
Существует такое мнение, что в автомобильной электрике нельзя паять. К сожалению, это отчасти правда. Но не всегда!

Это только мнение.
О пайке:

  • Пайка усложняет и замедляет процесс конвейерной сборки.
  • Ручная пайка требует высокой квалификации рабочего для обеспечения повторяемости результата.
  • На пайку есть ГОСТ
  • Паяное соединение на порядок надежнее обжимного, но менее надежнее сварного.
    Об обжиме:
  • Широко применяется при конвеерной сборке.
  • Качество контакта абсолютно (ну почти слукавил) не зависит от мастерства рабочего и обеспечивается инструменом.
  • Надежность - см.выше.
  • ГОСТ на обжим - может и есть... не попадался...

Пример в машиностроении:
Боевая машина десанта БМД-1....БМД-4, а что - такая же как и все машина, но в ней Вы не найдете соединения проводов выполненого обжимом и в последствии не облуженного. БМД-1 уж сорок лет как минуло - электрика на высоте!
Все гораздо проще: Так как пайка стала дорогим удовольствим для ширпотребовского машиностроения, то такие производители как TYCO, Siemens и пр.. (Автоваз - отдельная тема), стали выпускать вполне приличные, защищенные от внешних воздействий автомобильные разъемы, позволяющих в большей степени автоматизировать процесс сборки кабельных систем автомобиля.
Гарантия качества таких соединений, не выше гарантии на весь автомобиль. Да и есть ли смысл делать проводку надежнее, чем все остальное?

Регистрация: 29.11.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 1086

Baho написал :
Пайка усложняет и замедляет процесс конвейерной сборки.

верно абсолютно, нетехнологично и (добавим) неэкологично, что стало важно для европейской промышленности

Baho написал :
Ручная пайка требует высокой квалификации рабочего для обеспечения повторяемости результата.

абсолютно. Наблюдал в децтве процесс пайки подрулевых переключателей а/м Волга, экскурсия на завод автоэлектрики в Ленинграде, все очень зависело от тремора исполнителя.
Правда, подозреваю, сейчас паяет (варит) автомат.

Baho написал :
Да и есть ли смысл делать проводку надежнее, чем все остальное?

чувствуется, работаете в промышленности, т.к. это обычная западная практика

Регистрация: 02.08.2009 Волгоград Сообщений: 470

Владимир_С написал :
верно абсолютно, нетехнологично и (добавим) неэкологично, что стало важно для европейской промышленности

...забыл про экологию... У нас, в городе-герое, экология, к сожалению - на последнем месте... Привыкли!

Регистрация: 29.11.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 1086

Baho написал :

  • ГОСТ на обжим - может и есть... не попадался...

Вот тут совсем маловероятно.
Большинство комплектующих OEM сейчас идет по заводскому ТУ.
Вроде был такой НИИ Автоэлектроники, который ГОСТы рисовал, но где он сейчас...

Регистрация: 02.08.2009 Волгоград Сообщений: 470

Владимир_С написал :
Большинство комплектующих OEM сейчас идет по заводскому ТУ.

Пользуюсь обжимным инструментом KBT CTD и комплектующими (хобби у меня такое) Одинаковые по размеру наконечники разных производителей, обжимаются по разному, не всегда, мягко говоря - хорошо. Особый "восторг" вызывает обжим китайского провода китайским наконечником... чудесный "союз"! Проверял - 1 метр китайского провода (без изоляции), скажем сечением "К", по весу легче процентов на 5-10, аналогичного по сечению отечественного (вывод - китайская медь оказывается, легче российской! ), приходиться брать китайский наконечник на номер меньше...

Регистрация: 29.11.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 1086

Baho написал :
китайская медь оказывается, легче российской!

не, не върю
явно с сечением китайцо поиграли.
в сети обсуждается разница между проводом NYM и ПУНП (неавтомобильные, правда).
ПУНП всегда легче...

кстати, можно использовать формулу Архимеда для проверки качества китайской меди. Быть может, они серебро подмешивают, обманывают нас?

Регистрация: 02.08.2009 Волгоград Сообщений: 470

Владимир_С написал :
явно с сечением китайцо поиграли.

Понятное дело!
У меня коллеги занимаются СКС. Китайскую витую пару за километр обходят! Диаметр провода меньше чем указано в паспорте.

Регистрация: 02.08.2009 Волгоград Сообщений: 470

Владимир_С написал :
в сети обсуждается разница между проводом NYM и ПУНП (неавтомобильные, правда).

Раз уж эта тема в разделе "Автолюбитель" почему бы нам не коснуться обсуждения автомобильных проводов "поплотнее"? Российскиие производители выпускают достойную конкуренкции продукцию! ПВА, ПФВ... Море расцветок. А уж ПГВА, так вооще сумашедших сечений! По моему до 95 кв.мм. Причем во всех, медь очень высокого качества! Например в автозвуке, такие провода покажут фак многим именитым "бескислородным" брэндам. Вот только купить проводок от "Чернофф" или "Голубой лед", по штуке баксов за метр, в России легче, чем свой собственный, родной... Обидно!

Регистрация: 29.11.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 1086

Baho написал :
Раз уж эта тема в разделе "Автолюбитель" почему бы нам не коснуться обсуждения автомобильных проводов "поплотнее"? Российскиие производители выпускают достойную конкуренкции продукцию! ПВА, ПФВ... Море расцветок. А уж ПГВА, так вооще сумашедших сечений! По моему до 95 кв.мм. Причем во всех, медь очень высокого качества! Например в автозвуке, такие провода покажут фак многим именитым "бескислородным" брэндам. Вот только купить проводок от "Чернофф" или "Голубой лед", по штуке баксов за метр, в России легче, чем свой собственный, родной... Обидно!

да, это так.
Я как-то посетил установочную мастерскую, мне нужны были кусочки разноцветных проводов - устанавливался дополнительный датчик давления на внедорожник. Такая красота.
Про автозвуковые провода ничего не скажу, не разбираюсь.

Baho написал :
в разделе "Автолюбитель"

Название из совка. Когда было разделение - профессионал и жалкий "Любитель". Язык у власти не поворачивался сказать "Автовладелец". Какой владелец, коммунизм же строим.
У америкосов немного другое деление. Есть "мотористы" - т.е. владельцы некоммерческих авто и "энтузиасты" - чудаки, которые своими руками могут сменить колесо и залить масло.
Я бы давно переименовал название конфы в "Автомобилисты".