Артём Зорин
Артём Зорин
Резидент

Регистрация: 20.08.2014

Новосибирск

Сообщений: 1107

30.03.2016 в 13:01:36

За год использования из 5 шаровых кранов с электроприводом «Нептун BUGATTI PRO» 12 В перестали работать 2. Причина точно неизвестна, есть вероятность, что было подано на несколько вольт больше максимально разрешённого напряжения. Но даже если и было превышение, то второй после этого ещё долго проработал при 12 В (от аккумулятора). Его последний поворот перед смертью выполнялся на несколько секунд дольше обычного, но был выполнен до конца (если не путаю).

Один привод заменён по гарантии, причина смерти сообщена не была; похоже, его просто заменили целиком, а не отремонтировали. Во второй раз я решил сам разобраться. Рассказываю устройство электроники:

  • Мотор постоянного тока без маркировки. Подключается двумя проводами. Полярность поданного напряжения определяет направление вращения.
  • На каждое крайнее положение крана по механическому концевику. +12 В (зелёная/красная жила) проходит через НЗ-контакт. Когда кран поворачивается до конца, концевик размыкает цепь, привод обесточивается.
  • Имеются НР-контакты концевиков, но они не используются.
  • Помимо концевиков, диодов, резисторов и конденсаторов имеется одна микросхема BA6418N. Именно она коммутирует двигатель на нужную полярность. И именно она сгорела во втором случае. Рабочее напряжение до 15 В, максимум 18. По паспорту «Нептуна» рабочее до 16 В.
  • Если подать напряжение одновременно на зелёную и красную жилу, двигатель будет неподвижным. Но если кран был в крайнем положении (один концевик разомкнут), сначала двигатель сойдёт с концевика.
  • Имеются диоды, защищающие от неверной полярности. Так что никакие ошибки коммутации приводу не страшны. Лишь бы напряжение было в пределах 15 В.

Если кому надо, могу нарисовать схему. Вопросы: почему сгорает микросхема BA6418N? Могло ли это произойти из-за перенапряжения, которое было когда-то давно? Какие ещё бывают поломки? Стоит ли задуматься о замене «Нептуна» 12 В на что-то другое (самодельный контроллер, использующий только концевики и мотор; «Гидролок виннер»...) или все ломаются с одинаковой вероятностью?

3
A7171
A7171
Новичок

Регистрация: 17.06.2015

Москва

Сообщений: 56

19.04.2016 в 10:01:24

Предположу следующее.

Вместо того чтобы корректно остановить мотор подачей сигнала на входы микросхемы, ее тупо обесточивают в момент когда отдельные краны могут вследствие неточностей механики давать пик тока нагрузки. Например из-за погрешностей установки платы некоторые краны останавливаются до того как упрутся в преграду а некоторые после. Речь о миллисекундах, и это определяется также качеством механики китайских микриков. При разрыве цепи еще остается конденсатор по питанию, он обеспечивает плавный спад напряжения и в некоторый момент может сложиться ситуация что питание еще достаточное чтобы обеспечить ток пробоя выходного каскада микросхемы а напряжения уже не хватает для нормальной работы логики микросхемы (той самой что определяет работу защит и то какое плечо открыть на + а какое на GND). И в этот момент еще и движок содержит приличную ЭДС самоиндукции ведь он в момент разрыва уперся в стенку и взял предельно возможный ток.

То есть пара транзисторов открывается одновременно (чего не допускается при работе встроенной логики) и сквозной ток убивает их (логике не хватает напряжения питания чтобы понять это). Ток обеспечивается накопленной энергией в движке и конденсаторе после разрыва питания концевиком.

Возможно сочетание этих факторов и дает дефект и дохнут самые слабые экземпляры микросхем или те краны где есть пиковый ток остановки.

Итого:

1) сначала уперся мотор и пошел предельный ток (не смертельно и есть защита), концевик оборвал питание; 2) пошел спад питающего напряжения всей цепи и логика микросхемы глюканула (это плохо, надо делать корректное выключение); 3) кондер в цепи и запас энергии в моторе достаточны чтобы пробить выходной каскад сквозным током (надо ставить микруху с бОльшим запасом или меньший конденсатор, или слабее моторчик, тут сложный расчетный вопрос).

0
Артём Зорин
Артём Зорин
Резидент

Регистрация: 20.08.2014

Новосибирск

Сообщений: 1107

19.04.2016 в 10:29:33

A7171, предложу ещё 2 варианта решения проблемы: 1) токоограничительные резисторы в линии мотора (вряд ли это хорошая идея, надо считать); 2) по диоду и большому конденсатору на каждый логический вход микросхемы, чтобы гарантировать её работу после отключения питания.

0
Nicolais
Nicolais
Местный

Регистрация: 04.02.2010

Москва

Сообщений: 306

20.04.2016 в 02:54:04

Пользователь Артём Зорин Если кому надо, могу нарисовать схему. Вопросы: почему сгорает микросхема BA6418N?

Артём Зорин, Нарисуйте всю схему обвязки BA6418N, найдём причину.

0
A7171
A7171
Новичок

Регистрация: 17.06.2015

Москва

Сообщений: 56

20.04.2016 в 07:02:18

Еще и микросхема попсовая, их наверное делают 100500 производителей в широком диапазоне цен, может кто-то и не очень параметры выдерживает. Китайцы такие выдумщики :-)

0
jek
jek
Резидент

Регистрация: 16.02.2006

Липецк

Сообщений: 7990

20.04.2016 в 07:30:47

Аналогичная ситуация с китайским приводом SW9015.

0
Артём Зорин
Артём Зорин
Резидент

Регистрация: 20.08.2014

Новосибирск

Сообщений: 1107

20.04.2016 в 09:01:52

Схема.

0
A7171
A7171
Новичок

Регистрация: 17.06.2015

Москва

Сообщений: 56

20.04.2016 в 11:45:37

На первый взгляд простое и хорошее решение, судя по схеме. По входам управления все предусмотрели. Вопрос только в том рассчитана ли микросхема на отключение питания в момент максимального тока движка. Возможно параметры индуктивности обмоток + емкость конденсатора на питании достаточны для того чтобы пробить выходной каскад? Такая вот индивидуальная несовместимость слабенькой микросхемы и мощного движка?

Фиг знает какие там переходные процессы идут при выключении,а также как работает логика при упавшем питании даже при условии правильного управляющего сигнала, конструкторы что от них зависело сделали и предусмотрели задержку пропадания управляющих сигналов, но как микруха отрабатывает эти сигналы внутри себя и что доходит до базы выходных транзисторов это вопрос.

Я бы воткнул через делитель осциллограф с длинной памятью и устроил проверку сигналов на выходах, там все же нижнее плечо не закрыто встроенным диодом (но наверное он есть на плате, или нет ? Или эти 4 диода на плате и есть эти что на схеме ?) Согласно даташиту на микросхему, там от обратного напряжения верхнее плечо мостового выходного каскада защищено, а нижнее нет.

Можно и ток через специальный щуп посмотреть в цепи мотора, или поставить резистор очень-очень малого сопротивления но мощный, и на нем глянуть и записать в память осциллографа то что происходит.

И рукой тормознуть движок чтобы сымитировать реальную ситуацию. Может и не сквозным током пробивает, а выбросом ЭДС мотора или прямо через мотор случайно открывшимися парами транзисторов.

Кстати а как дохнет микросхема, какие выводы куда пробиты? На общий или на питание, только один или оба выхода?

0
A7171
A7171
Новичок

Регистрация: 17.06.2015

Москва

Сообщений: 56

20.04.2016 в 11:49:47

Еще надо добавить, что токоограничительный резистор в случае сквозного тока не поможет, пробивает же внутри микросхемы оба транзистора одного канала, т.е. случайная ошибка логики открывает их оба и усе, песец. И смотреть переходные процессы по току надо пожалуй не на шунте в цепи мотора, а разорвать цепь питания микросхемы и там смотреть.

0
Артём Зорин
Артём Зорин
Резидент

Регистрация: 20.08.2014

Новосибирск

Сообщений: 1107

20.04.2016 в 12:46:31

A7171 написал: но наверное он есть на плате, или нет ? Или эти 4 диода на плате и есть эти что на схеме ?

Схему я сам рисовал, на ней показано всё, что есть в моём экземпляре привода (дата производства по паспорту июль 2014).

Сгоревшую микросхему выбросил. Если не путаю, то питание до неё доходило (то есть внутри неё не было короткого замыкания Vcc на GND), а на выходах на мотор была земля.

Ваш план исследований интересный, но вряд ли у меня дойдут руки до этого.

0
Nicolais
Nicolais
Местный

Регистрация: 04.02.2010

Москва

Сообщений: 306

20.04.2016 в 13:32:25

Артём Зорин написал:

A7171 написал: но наверное он есть на плате, или нет ? Или эти 4 диода на плате и есть эти что на схеме ?

Схему я сам рисовал, на ней показано всё, что есть в моём экземпляре привода (дата производства по паспорту июль 2014).

Сгоревшую микросхему выбросил. Если не путаю, то питание до неё доходило (то есть внутри неё не было короткого замыкания Vcc на GND), а на выходах на мотор была земля.

Ваш план исследований интересный, но вряд ли у меня дойдут руки до этого.

Артём Зорин, A7171 прав. Недопустимо отключать исполнительный механизм путём снятия напруги питания с BA6418N, патаму что там всякие переходные процессы игольчатые нехорошие, - это азбука схемотехники.

0

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Присоединяйтесь к самому крупному DIY сообществу