08.06.2007 в 02:44:43
Вначале немного предыстории. Выбирая шуруповерт у каждого мало мальски подкованного пользователя непременно возникает вопрос о крутящем моменте, который он может обеспечить. На этом форуме этому вопросу посвещена чуть ли не половина тем, а единого мнения как не было так и нет... И связано это, видимо, с тем, что каждый производитель понимает под этим термином кто во что горазд. А каждый продавец инструмента тоже имеет на этот счет собственное мнение. В результате получается полная неразбериха. И если мягкий/жесткий момент еще можно найти в параметрах инструмента (Хотя кто что под этим понимает так и остается загадкой, поэтому сравнивать инструменты по этим параметрам совершенно не представляется возможным. Например, инструмент с меньшим мягким моментом почему-то, судя по описанию, может сверлить дырки большего диаметра или заворачивать более крупные саморезы (почему-то не упоминая при этом об их длине). Или отношение блокирующих моментов на 1-й/2-й скорости не соответствует отношению самих скоростей. Чудеса...), то сведения о диапазоне срабатывания муфты - тайна, покрытая мраком. Почему-то практически все производители инструмента (за исключением буквально двух-трех брендов) скрывают этот параметр как государственную тайну. Хотя, казалось бы, чего проще - померить и привести в каталоге? Меня этот вопрос интересовал в первую очередь, поскольку муфта ограничения момента - чуть ли не главная часть любого шуруповерта. По крайней мере, это то, что отличает его от обычной дрели. Короче говоря, я решил сам все проверить. Начал с поиска измерителей крутящего момента. Такие штуки довольно быстро нашлись, но я оказался не готов к их стоимости. Цены начинались от тысячи долларов... И тогда я решил сделать такой прибор самостоятельно. По идее, тут ведь ничего сложного. Что такое крутящий момент 1 Нм? Это момент, который создает сила в 1Н, приложенная к плечу длиной 1м. Если к концу плеча в 1м подвесить груз в 1кг, то получится момент 9,81Нм (поскольку сила тяжести =mg, а g=9,81Н/кг)). Если это плечо уменьшить в 9,81 раз, то 1кг как раз создаст момент 1Нм. Отсюда сразу получается схема прибора (см. фото). Делаем рычаг длиной 10,2см и цепляем его к обычному безмену. Я использовал электронный безмен с диапазоном до 20кг, ценой деления 0,01кг и точностью 0,02кг. Поскольку рычаг необходимой длины можно изготовить достаточно точно и легко соблюсти перпендикулярность рычага и оси безмена, то точность нашего прибора будет определяться фактически точностью безмена. Таким образом, у нас получился измеритель крутящего момента с диапазоном 0-20Нм и с точностью 0,02Нм. Не всякий промышленный образец может похвастаться такими параметрами :). К сожалению, измерить момент срабатывания муфты таким устройством получилось не очень хорошо. Когда муфта начинает срабатывать (трещать), то момент начинает "прыгать". А этому электронному безмену требуется время для установки показаний, т.е. он измеряет некое усредненное значение, а не максимальное, после которого срабатывает муфта. Тут нужен, по-видимому, какой-то механический (неинерционный) безмен с фиксацией максимального значения (ну, то есть, пиковый детектор). Зато статический момент это устройство измеряет весьма успешно. И тут меня результаты несколько (мягко говоря) удивили и озадачили. Сначала я попробовал измерить максимальный момент при пользовании простой отверткой, отверткой с пистолетной рукояткой и маленьким ключом с трещеткой (см. фото). Результаты получились следующие (и, надо сказать, вполне ожидаемые):
Опыт это то, что мы получаем вместо того, что хотели...
08.06.2007 в 08:03:59
Даешь все шурики к OlegCh на измерения! Узнаем правду.
08.06.2007 в 10:30:11
2 OlegCh в целом согласен.
Но есть пара дилетантских мыслей, если позволите.
OlegCh написал : если мягкий/жесткий момент еще можно найти в параметрах инструмента (Хотя кто что под этим понимает так и остается загадкой
Вроде, мягкий - это максимальный момент, срабатывания муфты, а жёсткий - это в режиме сверления (без муфты.)
OlegCh написал : сведения о диапазоне срабатывания муфты - тайна, покрытая мраком. Почему-то практически все производители инструмента (за исключением буквально двух-трех брендов) скрывают этот параметр как государственную тайну.
Наверное, разброс параметров слишком велик. Боятся опростоволоситься... Впрочем, судя по Вашим исследованиям, всё равно, это произошло с ними :(
P.S. Шикарный измерительный стенд! А отверстия в рейке - это чтоб диапазон измерений менять? :)
08.06.2007 в 11:08:25
n-p-n написал : Вроде, мягкий - это максимальный момент, срабатывания муфты, а жёсткий - это в режиме сверления (без муфты.)
Да вот нет... Хотя это первое, что приходит в голову и выглядит вполне логично. Я тоже так поначалу думал. Но в результате многочисленных дискуссий на этом форуме я теперь понимаю это так. Жесткий момент - это когда в режиме сверления на 2-й скорости вы накручиваете гайку на болт (или вкручиваете болт в металлическую пластину). И вот когда гайка до конца накручена, то происходит резкий удар - шпиндель блокируется. Вот момент, возникающий при таком ударе и называется жестким моментом. Он зависит не только от мощности двигателя, но и от кинетической энергии вращающихся частей. Поэтому чем они массивнее и чем выше скорость вращения, тем жесткий момент выше. Поэтому применительно к шуруповерту он нам фактически ничего не говорит. Эта характеристика более применима для ударных гайковертов. Что касается мягкого момента, то тут все гораздо запутаннее. В каталогах обычно пишут, что это момент, возникающий при закручивании шурупа в мягкое дерево. Какого шурупа, в какое дерево - ни черта не понятно. Я для себя это понял так. Берем и вворачиваем какой-то шуруп в какое-то дерево в режиме "сверление". По мере вворачивания (если шуруп достаточно толстый и длинный) скорость вращения неизбежно падает. Мы берем какое-то значение скорости относительно скорости холостого хода, например 1/2 и когда скорость вращения снижается до этого порога измеряем крутящий момент. Это и будет мягкий момент. Он зависит только от характеристики двигатель-аккумулятор. Ничего более логичного мне в голову до сих пор не пришло. Но поскольку неизвестно кто какой порог снижения скорости использует (и так ли это вообще все на самом деле), то и сравнивать эти мягкие моменты у разных производителей тоже получается пустым делом. Единственный более-менее достоверный показатель - блокирующий момент, который можно измерить, когда шпиндель заблокирован намертво (как я и делал). Но и тут все не совсем понятно, поскольку расхождение с паспортными данными получается в разы. Кстати, пару слов в защиту моего Раптора. Сегодня с утра попробовал со свежим аккумулятором (не с только что заряженным, а который просто лежал в чемодане как запасной). Эксперимент, к сожалению, не удался, поскольку шпилька М6, которая являлась осью рычага, была сразу разорвана пополам. Придется делать новую :) Но все-таки у меня есть сомнения, что даже со свежим аккумулятором получилось бы значение 40Нм. Уж больно большая разница с 18Нм. Аккумулятор был, конечно, не совсем свежий, но не очень-то много я им и пользовался...
n-p-n написал : А отверстия в рейке - это чтоб диапазон измерений менять?
Да нет, просто такая рейка в хламе валялась (это вроде был ограничитель открывания окна), я ее и использовал...
P.S. Кстати, может быть не приводят данные на момент срабатывания муфты именно из-за трудности измерений. Когда муфта начинает трещать получается такая вибрация, что я думал вот-вот стол развалится... :)
Опыт это то, что мы получаем вместо того, что хотели...
08.06.2007 в 12:17:03
2OlegCh
Не могли бы, вы пояснить, каким образом в вашем приборе реализована передача момента с шуруповерта на рейку, не совсем понятно. А так в целом очень интересно. Спасибо!
08.06.2007 в 12:44:49
2GAA Слевой стороны рейки шестигранная бита или типа того, она в патрон и в рейку вставляется. На фотках хорошо видно. Идея неплохая.
08.06.2007 в 12:47:56
GAA написал : Не могли бы, вы пояснить, каким образом в вашем приборе реализована передача момента с шуруповерта на рейку
В рейке просверлено отверстие и нарезана резьба М6. В отверстие вкручивается короткая шпилька М6. На шпильку с двух сторон накручены удлиненные гайки М6. За счет такой конструкции исключается прокручивание оси даже при больших приложенных моментах (последний раз шпилька просто лопнула).
Опыт это то, что мы получаем вместо того, что хотели...
08.06.2007 в 13:30:49
понятно.
OlegCh написал : берем какое-то значение скорости относительно скорости холостого хода, например 1/2 и когда скорость вращения снижается до этого порога измеряем крутящий момент. Это и будет мягкий момент
неправдоподобно. Скорее уж, мягкий момент - это и есть момент при мягкой остановке самореза в древесине. То есть, не при упирании шляпки в поверхность, а, например, при вкручивании шуруповёртом самореза 10х100 в брус. У одного шуруповёрта он вкрутится на 50 мм (~30 Н*м), у другого на 80 (60 Н*м)
OlegCh написал : Единственный более-менее достоверный показатель - блокирующий момент, который можно измерить, когда шпиндель заблокирован намертво (как я и делал). Но и тут все не совсем понятно, поскольку расхождение с паспортными данными получается в разы.
Вот-вот. Но только, если принять Вашу гипотезу, то разры в разы ещё больше станет. Потому что при заявленном снижении скорости до 1/2 на 40 Н*м, инструмент «вообще помирает» уже на 18-ти. Наверное, всё же, мягкое блокирование.
08.06.2007 в 13:44:40
n-p-n написал : Скорее уж, мягкий момент - это и есть момент при мягкой остановке самореза в древесине.
Была такая мысль. Но не сходится. Например, в катологах AEG и Милуоки приводятся как мягкий момент, так и "статический блокирующий момент" и они существенно друг от друга отличаются. А должны вроде бы совпадать, если принять Вашу гипотезу.
Опыт это то, что мы получаем вместо того, что хотели...
08.06.2007 в 13:48:44
OlegCh написал : P.S. Кстати, может быть не приводят данные на момент срабатывания муфты именно из-за трудности измерений. Когда муфта начинает трещать получается такая вибрация, что я думал вот-вот стол развалится...
Спасибо -весьма любопытно, хоть меня эта тема не особо волновала -заинтересовался Касательно измерения- ну это легко сделать если есть тензодатчик и ацп в компе- пики можно легко поймать. Думаю, серьезный производитель может себе позволить. Датчики продаются любые -есть и со встроенным ацп -те на выходе код.Но денег стоят прилично. Кстати любопытно было бы динамометрические ключи проверить-не врут ли :)...
08.06.2007 в 13:53:23
2 Solovushka или наоборот. Хорошим динамометрическим ключом поверить шуруповёрт ;)
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Присоединяйтесь к самому крупному DIY сообществу