Недостатки:
незамечены (ну, вы понимаете) :yu
______________________________________
Некоторые комментарии к технологии.
Ввиду практически полного (пока) отсутствия оснастки в виде всяких кондукторов, девайс собирался по приципу последовательного пиления: уже готовые узлы работали кондукторами для следующих. Иллюстрация принципа:
Именно поэтому каретки представляют собой сборки из П-образных частей. Это позволило заметно сократить время изготовления, но создало некоторые проблемы по настройке люфтов и зазоров в дальнейшем. Впрочем, о люфтах - чуть ниже...
Однако, для тех, кто решится на изготовление, рекомендую, таки, заморочится с оснасткой и делать правильно - цельные рамки из уголка, а к ним уже винтить направляющие.
ВНИМАНИЕ! Крестовина изделия:
самый критичный узел. Всё остальное можно делать как попало, но косяки в этом узле могут сделать нерабочим весь девайс. Поэтому советую найти доступ к ТИГ-сварке, а еще лучше - к точечной. Меньше поведет.
По поводу выбора крепежа: стандартная гайка М10 как родная закладывается в профиль 20х20х1.5мм и, после легких помаваний напильником - в профиль 20х20х2мм.
Кстати, профили с толщиной стенок 1.5мм - настоятельно не рекомендую. Хлипковаты.
________________________
Люфты и зазоры.
Я, не будучи ни инженером, ни конструктором, ни технологом, классифицирую эту конструкцию как "предварительно напряженную"... :p
В данном случае это означает следующее. Ходовой винт (шпилька) натягивается гайками между подшипниками, что выбирает зазоры в самих подшипниках, а поскольку ходовые гайки смещены на 1-1.5мм от осей винов к центру крестовины, выбираются зазоры в парах винт-гайка, а вся конструкция за счет изгиба винтов стягивается к геометрическому центру, выбирая вертикальные люфты.
Плюс - очевиден - большая часть люфтов естественным образом компенсируется. Минус - тоже очевиден - более тяжелый ход кареток. Так что не перестарайтесь... :)
Не забудьте! Профили - сварные! Следите, чтобы швы не работали! И в любом случае пройдитесь по внутренним швам напильником. Без фанатизьму. Просто чуть сгладить нужно.
___________________________
Ограничения.
Не следует делать ход кареток более 75% длины направляющих крестовины. Это связано с недостаточной устойчивостью устройства к перекосам под действием вертикальных нагрузок. При соблюдении данного ограничения усилие от сверла не выйдет за пределы крестовины и перекоса не произойдет.
Данное устройство принципиально не рассчитано на боковые нагрузки - фрезеровать не советую... ну, разве что пенопласт... ;)
___________________________
Некоторые мысли по поводу...
Компоновка. Можно (и нужно) улучшить - например, задние подшипниковые узлы следует спрятать внутрь кареток, благо места там полно.
При более качественном, чем у меня, исполнении, вертикальный люфт можно успешно ликвидировать обычными стальными линейками толщиной 0,5-0,7мм и шириной 20мм. Они обеспечат минимизацию зазоров, более легкий ход кареток и.... будут работать по прямому назначению - как линейки. У меня не влезли... :(
____________________________
В общем, где-то вот так...
Если возникнут вопросы по конкретным узлам и решениям - задавайте.
По смазке. Смазывать - нужно! Говнилин настолько износостойкий, что даже полированный умудряется задираться сам об себя... :applause:
Рекомендую обильно смазать графиткой (в том числе и винты), а через недельку интенсивного использования разобрать, вымыть, и смазать уже нормально. Смазка - по вкусу. Я предпочитаю приличный Литол, но можно и какой-нибудь трансмиссионкой.
Travelller написал :
Столик крестовой бытовой хоббийный самодельный.
Материалы: профили из конструкционных износостойких инструментальных говнилинов марок Ст1-Ст-3 и хуже,
:D:clapping
Travelller написал :
Говнилин настолько износостойкий, что даже полированный умудряется задираться сам об себя...
Travelller написал :
без приличного фрезера такое не запилишь...
Я бы не взялся точно...
Фрезер нужен для изготовления вкладышей. Кстати, я их фрезеровал ручным фрезером Макита 3620 и обычными фрезами по дереву. Ну конечно, плясок с бубном - изготовления всяких фиксирующих устройств из фанеры ( чтобы удерживать скользкий фторопласт) было довольно много. Но можно взять и профили с другим сечением паза, лучше прямоугольным. Тогда всё будет попроще.
Но основная згвоздка не в этом, а в том, что подобная пара трения боится абразивной пыли и стружки от НЕговнилина ;).
То есть для дерева, пластика, люминя пойдёт, а вот для хорошей сталюки, тем более если и рабочий инструмент - абразив , то нужно либо это всё как-то защищать , либо просто не годится этот вариант.
Поэтому есть свои ограничения.
Мне много людей обращались с вопросами по-поводу приспособления камнеобрабатывающего инструмента к шинам и адаптерам из фторопластовых вкладышей - приходилось всем объяснять , что есть некие "подводные камни" тут.
Вот с подшипниками и стальными профилями попроще, вернее куда долговечнее будет, хотя немного похуже точность , ну стальной прокат значительно менее точен по геометрии, чем экструдированный дюралевый.
Travelller написал :
Кстати, надо бы поискать где поблизости алюминиевые профили водятся.
Может, еще что полезное придумается.
Надо поспрашивать профили для торгововыставочного оборудования или какие-то оконные или подобные. Но можно и общестроительные.
Один товарищ из Днепропетровска сам делал профиль с пазом - брал квадратную алюминиевую трубу 20х20х2 или 25х25х2, не помню точно, и прорезал в ней паз в одной из стенок. Резал или ручной циркуляркой или фрезером , прижимая их аккуратно к ровной направляющей.
Ну это, конечно. от безысходности.
Вкладыши лучше делать из капролона - дешевле и более износостойкие. Да и резьбу можно прямо в капролоне нарезать, а в фторопласт нужно вворачивать стальные футорки, иначе сильно быстро разбивается резьба, особенно если её закручивать/выкручивать многократно.
Да времени не особо много... тут еще проблема найти где спрашивать... какой-то застойный городок в смысле инструментов и материалов. Тут, на форуме, периодически читал, что во всякой Тьмутаракани (не обижайтесь, если что) пошел на рынок - и купил, а у нас о таком и не слышали...
Travelller написал :
Тьмутаракани (не обижайтесь, если что) пошел на рынок - и купил
Дык, это, Тьмутаракань , где, например, я брал профили - МАсквой именуется , ежели что ;)
Неужели в Ставрополе нет фирм, кто делает мебель для магазинов на заказ ? Или просто направляющих и профилей для тех же шкафов-купе ?
Ну никак не верю я , что нет там такого.:eek: