Испытания НИИЖБ
Испытания дорожных плит армированных металлической и композитной арматурой.
На предприятии ОАО «Моспромжелезобетон» при участии НИИЖБ и ООО «Промтрест-18» были изготовлены и испытаны образцы дорожных плит ПД 3×1,75-2АСП; 3×1,75-2АБП с неметаллической арматурой и металлической арматурой. В результате испытаний установлено:
максимальный момент, при котором произошло разрушение плиты, армированной металлической арматурой А500С составил 1,12 тм, а плиты, армированной стеклопластиковыми стержнями – 1,5 тм (при нормативной нагрузке 0,26 тм).
момент трещинообразования образцов был равен соответственно 0,46 тм и 0,45 тм;
ширина раскрытия трещин для железобетонной плиты составляла при М=0,77 тм – 0,1 мм, при М=1,0 тм – 0,2 мм, а для плиты, армированной стеклопластиковой арматурой при М=0,77 тм – 1,5 мм, при М=1,08 тм – 2,0 мм;
максимальное перемещение плиты составило соответственно 2,7 см и 8,0 см.
В плите со стеклопластиковыми стержнями после образования трещин на каждом этапе загружения наряду с интенсивным раскрытием трещин отмечено существенное перемещение плит. Следует отметить, что вследствие малых относительных деформаций стеклопластиковых стержней, сопоставимых, по-видимому, с деформациями сжатого бетона, разрушений последнего не происходит, что и вызывает существенные перемещения плит.
Испытания показали надежность сцепления стеклопластиковой арматуры с бетоном, о чем свидетельствуют равномерный по длине образца шаг трещин в бетоне растянутой зоны и отсутствие продергивания стержней, вплоть до разрушения образцов.
Проведенные исследования подтвердили принципиальную возможность использования неметаллической композитной арматуры в элементах конструкций, работающих на упругом основании. Разработаны рабочие чертежи дорожных плит массового изготовления размером 3,0×1,75×0,14 м (шифр НСК 296-07), армированных неметаллической композитной арматурой, и предназначенных для покрытий внутрипостроечных и объездных дорог.
Для расширения областей применения композитной неметаллической арматуры и детального изучения ее совместной работы с бетоном целесообразно продолжить исследования и провести испытания конструкций различного назначения. Особый интерес представляет использование неметаллической арматуры в предварительно напряженных железобетонных конструкциях.
В.Ф. Степанова, д-р техн. наук, заместитель директора НИИЖБ.,
Г.М. Красовская, канд. техн. наук
НИИЖБ им. А.А. Гвоздева – филиал ФГУП «НИЦ «Строительство»109428, г. Москва, 2-я Институтская ул., д.6