Телега на базе мотоблока Угра НМБ-1Н10 на склоне 30 градусов.
Посмотрите эскиз в
Телега едет задним ходом на подъём 30 градусов. На эскизе показано, что вектор силы тяжести кузова с песком приблизился к точке опоры ведущих колёс и стал 493 мм, а был 840 на горизонтальной поверхности. Плюс к этому вектор силы тяжести мотоблока Угра стал как бы пытаться оторвать колёса прицепа от дороги. Поэтому из равенства моментов относительно точки контакта передних колёс с дорогой следует, что на задние колёса приходится только 228 кг, это 35 процентов веса от всего загруженного мотоблока 685 кг. На передние ведущие колёса приходится остальные 457 кг, а это 65 процентов!
На эскизе показано, что от кузова с песком весом 600 кг на склоне 30 градусов будет скатывающая сила 300 кг. От мотоблока весом 85 кг, будет 42,5 кг. Всего скатывающая сила 300+42,5=342,5 кг. Тут можно о многом подумать. Например, стоит ли делать на прицеп стояночный тормоз? Или на какой передаче заглушить мотоблок, чтобы он не укатился, но потом завёлся с толкача, точнее, накатом с горки?
:scare
Сломается ли «нога» Угры от силы тяги 316,6 кг – не должна сломаться. При пахоте с грунтозацепами и «довесом» возникают подобные усилия на «ногу».
Если пытаться забираться на подъём передним ходом, то будет всё плохо. Вектор силы тяжести кузова с песком отдалится от точки опоры ведущих колёс и станет 962, а был 840 на горизонтальной поверхности. А, ещё и вектор силы тяжести мотоблока Угра начнёт чуть опираться на колёса прицепа. Тогда сила от ведущих колёс о хороший грунт будет значительно меньше (найдите на эскизе 182 кг): 182*Cos(30)*0.8=126 кг. Скатывающая сила больше на 342,5-126=216,5 кг. Тут дело хуже, чем после дождя задним ходом – тоже, лучше не рисковать. :swoon Если превратить ведущие колёса в гусеницы, то сила тяги будет: 182*1,1=200,2 кг. Это всё равно меньше скатывающей силы на 342,5-200,2=142,3 кг. И Телега будет двигаться вниз с заторможенными гусеницами. :( Ещё в этой таблице 13.1 есть коэффициент сопротивления качению. Для грунтовой дороги он 0,05. Теперь можно узнать с какой силой надо толкать Телегу массой 685 кг. по грунтовой дороге если двигатель вдруг сломался: 0,05*685=34,25 кг! Это под силу человеку. Но, лучше толкать по асфальту 0,02*685=13,7 кг. Если разгрузить телегу то по грунтовой дороге пустая Телега весом 135 кг покатится от усилия 0,05*135=6,75 кг (без учёта сопротивления шестерён). Так каждый может посчитать про свой мотоблок с прицепом. Умножьте его общий вес на коэффициент сопротивления качению из таблицы. :) Вернёмся к груженой Телеге на склоне 30 градусов. Этот коэффициент сопротивления качению будет препятствовать скатываться Телеге с усилием 0,05*395,77=19,8 кг. Ну, и будет препятствовать подъёму с таким же усилием. Получается, что подталкивать телегу придётся с усилием не 25,9 кг как мы посчитали выше, а 19,8+25,9=45,7 кг. :o