Доброго времени суток, дамы и господа )
Сам я не электрик. Но получилось так, что необходимо было собрать шкаф управления для трех источников ЭЭ 220 (Бензогенератор, ВЛ и Инвертор с АКБ)
Схему начертил как умел
Получился вот такой шкаф. На фото снята работа от генератора.
(у кого есть желание - покритикуйте - буду только рад поучиться у мастеров, так как собирал шкаф первый раз в жизни)
Испытание хочу назначить на ближайшее время - уже на принудительное отключение и проверку включения разных источников ЭЭ
Но пока меня смущают контакторы Реле...
Подозреваю, что надо ставить реле задержки включения, так как контакты реле могут не успеть сработать и встретятся две фазы от двух разных источников ЭЭ.
Посоветуйте, как себя обезопасить от возможной "несработки" контактов реле , так как последствия будут весьма печальными.
Спасибо заранее
ksiman написал :
КМ2 включится, подаст наряжение на выход инвентора, убъёт его и затем отключит KM1, т.к. время отключения контактора превышает время его включения
Спасибо, что не оставляете в одиночестве меня )
в схему ставить нужно реле задержки ?
или саму схему необходимо переделывать ?
ksiman написал :
Напишите как можно подробнее требуемую логику работы - подумаем как поправить
спасибо. итак
Инвертор (И) - основа.. постоянно работает
В случае если с И нет напряжения - идет переключение на ВЛ 220.
При появлении напряжения на И - возврат с ВЛ220 на И
Если же производится ручной запуск Бензогенератора (Б) - переключение идет на Б.
При выключении Б - соответственно все в исходное состояние. (если была напруга на И - значит И, если нет - значит ВЛ220)
Надеюсь вы сможете понять меня.
Смотря какую роль играет инвертор. Если питает всю нагрузку, то всю сеть подаем на вход ИБП. Тогда при отключении-включении "города" потребители ничего не почувствуют. Бензоагрегат ставим на вход в ИБП, параллельно "городу". Если у него ручной пуск, то лучше через реверсивный рубильник. Если пуск стартерный, то через пускатели, но внимательней с блокировками. Так же при стартерном пуске не забываем об алгоритме работы. Сеть может и кратковременно отключиться-включиться (в том числе и несколько раз). Как в этом случае все отработает? Будет каждый раз дергать и глушить? Тогда реле времени и выдержки на запуск, подключение нагрузки, снятие нагрузки и остановку.
Если ИБП питает часть нагрузки, то там уже часть схемы надо отсекать.
Если серьезней подходить к данному вопросу, то еще и байпас ИБП надо предусмотреть.
Инвертор питает всю нагрузку
На самом деле ВЛ для меня - это источник ЭЭ "на всякий случай" если АКБ разрядились и бензина нет в генераторе.
Пуск Б - ручной - не стартер.
R_kor написал :
На самом деле ВЛ для меня - это источник ЭЭ "на всякий случай" если АКБ разрядились и бензина нет в генераторе.
Блин! Ну вот всегда знал, что в Сибире люди богаче живут!
Тогда генератор - основной источник питания. От него и плясать надо. Ввод от ВЛ на левую часть реверсивного рубильника (пускателя), ввод от генератора - на правую часть. Но тогда в этом случае байпас ИБП обязателен. Здесь уже надо сам ИБП смотреть, у него может быть и внутренний байпас.
А зачем такая надежда на связку генератор-ИБП при существующей внешней сети? Если пуск не стартерный, то дома всегда кто-то должен быть для пуска, ИБП надолго не хватит, он на себя много жрет. КПД такой связки очень низкое. Бензин кончился, поломка какая, инвертор на собственных потерях за час сдохнет. У меня APC 3 кВА серверный что с нагрузкой, что без не больше 40-ка минут тянет. Можно и аккумов добить, но это то же не панацея.
Если только брать сигнал с ИБП по заряду батарей и заводить его на автоматику включения сети, "которая на всякий случай".
dim44635 написал :
Блин! Ну вот всегда знал, что в Сибире люди богаче живут!
Тогда генератор - основной источник питания. От него и плясать надо. Ввод от ВЛ на левую часть реверсивного рубильника (пускателя), ввод от генератора - на правую часть. Но тогда в этом случае байпас ИБП обязателен. Здесь уже надо сам ИБП смотреть, у него может быть и внутренний байпас.
ммм. а можно в виде схемы чтоле.. я не совсем сильно разбираюсь в электрике)
Спасибо заранее
Будет время, начерчу. Только я в ACade делаю, сюда как вставить не знаю. И схему ИБП надо знать. Есть-ли в нем электронный и механический байпас, что бы лишнюю коммутацию не делать.
dim44635 написал :
Блин! Ну вот всегда знал, что в Сибире люди богаче живут!
Тогда генератор - основной источник питания. От него и плясать надо. Ввод от ВЛ на левую часть реверсивного рубильника (пускателя), ввод от генератора - на правую часть. Но тогда в этом случае байпас ИБП обязателен. Здесь уже надо сам ИБП смотреть, у него может быть и внутренний байпас.
А зачем такая надежда на связку генератор-ИБП при существующей внешней сети? Если пуск не стартерный, то дома всегда кто-то должен быть для пуска, ИБП надолго не хватит, он на себя много жрет. КПД такой связки очень низкое. Бензин кончился, поломка какая, инвертор на собственных потерях за час сдохнет. У меня APC 3 кВА серверный что с нагрузкой, что без не больше 40-ка минут тянет. Можно и аккумов добить, но это то же не панацея.
Если только брать сигнал с ИБП по заряду батарей и заводить его на автоматику включения сети, "которая на всякий случай".
Поясню подробнее.. может выше не совсем корректно было указано.
у меня стоит ветрогенератор, который заряжает АКБ - далее Инвертор 220В 3 кВт
Может быть такое, что ветра нет некоторое время. Батареи работают при существующей нагрузке потребителей - примерно 6 часов.
У меня два варианта:
1 - включить бензогенератор, если есть дома кто или дать возможность ВЛ включиться и подзарядить АКБ через зарядное устройство до нужного напряжения.
dim44635 написал :
Будет время, начерчу. Только я в ACade делаю, сюда как вставить не знаю. И схему ИБП надо знать. Есть-ли в нем электронный и механический байпас, что бы лишнюю коммутацию не делать.
Схемы инвертора нету - брал готовый
Инвертор не имеет встроенной защиты от подачи напряжения на свой выход от другого источника.
Имеется защита лишь:
А что за инвертор и аккумы? У меня на работе один ИБП 80 кВА, второй 130 кВА. Стеллажи с аккумами соответственно. Не считая кучи более мелких. Так они 30% нагрузки не больше часа тянут.
По ветросиловым лучше Инет покопать. Я где-то видел схему подключения такой связки. Возможно даже у производителя Сапсанов.
dim44635 написал :
А что за инвертор и аккумы? У меня на работе один ИБП 80 кВА, второй 130 кВА. Стеллажи с аккумами соответственно. Не считая кучи более мелких. Так они 30% нагрузки не больше часа тянут.
По ветросиловым лучше Инет покопать. Я где-то видел схему подключения такой связки. Возможно даже у производителя Сапсанов.
Аккумуляторы - AGM технологии.. 200 А/ч 24 вольта, но буду менять их на гелиевые, так как есть существенная разница в использовании.
Инвертор имеет спящий режим... работы... потребление в этом случае у него - очень маленькое.
На Вашей схеме отсутствует сетевое зарядное устройство для АКБ - его также необходимо учитывать, т.к. оно очевидно должно питаться и от ВЛ и от БГ.
Настоящий правильный АВР для такой логики и компонентов получается сложноватым. Все возможные комбинации сложно учесть. Может что-нибудь упростить?
И судя по Вашей логике, "на всякий случай" остаётся как раз БГ, раз при отключении инвертора сразу подключается ВЛ.
Загадкой остаётся - как для Вас БГ может быть выгоднее ВЛ?
Вот несколько предварительных упрощённых вариантов
А упрощённые потому, что тут не учитываются временные задержки срабатывания - отпускания контакторов и нештатные ситуации (например залипания контактов). Но схемы в принципе рабочие
ksiman написал :
На Вашей схеме отсутствует сетевое зарядное устройство для АКБ - его также необходимо учитывать, т.к. оно очевидно должно питаться и от ВЛ и от БГ.
АВР для такой логики и компонентов получается сложноватым. Все возможные комбинации сложно учесть. Может что-нибудь упростить?
И судя по Вашей логике, "на всякий случай" остаётся как раз БГ, раз при отключении инвертора сразу подключается ВЛ.
Загадкой остаётся - как для Вас БГ может быть выгоднее ВЛ?
Вот один из предварительных немного упрощённых вариантов
Доброго времени суток. Спасибо за Ваше участие в моей задаче.
По-порядку. ДА я не указывал в схеме зарядное устройство. Плюс ко всему я не указал в схеме реле напряжения постоянного тока (необходимо для того, чтобы инвертор не включался в работу, если напряжение АКБ меньше 24В - пусть зарядное АКБ заряжает до нужного потенциала). Реализация этой процедуры - мой следующий щаг. А так же вывод индикации в виде ламп - какой контур работает - Инвертор или ВЛ.
Теперь по Вашей схеме. Я правильно понимаю, что при включении БГ - КМ1 останется включенным ?
Что касается дешивизны БГ относительно ВЛ ) - "есть у меня один могильничек" ) шутка )
PS^ пойду подключу вводы по Вашей схеме. Проверю. Результат отпишу.
Уважаемый ksiman, подскажите что можно еще добавить в схему для надежности (чтобы не встретились токи от разных ЭЭ при неисправности КМ, включая его контакты.
Спасибо заранее
Если хотите заряжать АКБ ещё и от БГ, придётся схемку немного доработать (или вручную отключать АВ1), а если хотите повышенной надёжности и безопасности, придётся ставить ещё парочку промежуточных реле или контакторов
В общем собрал - работает схема - спасибо Уважаемому ksiman! ))
ДАльше буду учиться и читать !
PS^ стоимость эксперимента - 18000 рублей. Ровно столько стоил сгоревший инвертор от неверной схемы.
PSS^
Уважаемый модератор - прошу для новичков сделать акцент ) - лучше 700 раз отмерить/проверить в электрике, и один раз обжать ) - на моем примере )
Дополнительное предупреждение. Приведённая упрощённая схема работает по упрощённой логике, не учитывающей все аспекты безопасности. Пример: залип контакт KM2/3 или KM1/2 и привет инвертору, залип KM2/1 и плохо будет БГ
Полная схема должна учитывать любые возможные обрывы, залипания, провалы напряжения и возможные перегрузки, защита от ошибок персонала, принудительно тыкающего контакторы отвёрткой!
Разработка правильной системы та ещё головоломка
Вот например (непроверенный):
ksiman написал :
Дополнительное предупреждение. Приведённая упрощённая схема работает по упрощённой логике, не учитывающей все аспекты безопасности. Пример: залип контакт KM2/3 или KM1/2 и привет инвертору, залип KM2/1 и плохо будет БГ
Полная схема должна учитывать любые возможные обрывы, залипания, провалы напряжения и возможные перегрузки, защита от ошибок персонала, принудительно тыкающего контакторы отвёрткой!
Разработка правильной системы та ещё головоломка
Вот например (непроверенный):
ЗА пример спасибо! Буду думать и советоваться постараюсь дня через два выложить в эту же тему обновленную Вашу схему с дополнительными механизмами безопасности на обсуждение
я не особо силен в электрике, но возник все же вопрос, а в моем случае возможно контакторы заменить на что-то другое ? Например во избежание залипания )
Наверняка есть что-то на транзисторах или еще на чем )
R_kor написал :
я не особо силен в электрике, но возник все же вопрос, а в моем случае возможно контакторы заменить на что-то другое ? Например во избежание залипания )
Наверняка есть что-то на транзисторах или еще на чем )
Лучше контакторов только хорошие контакторы с большим запасом по току
R_kor написал :
А можете порекомендовать производителя исходя из практики ?
У Вас вероятно стоят EKF КМЭ - это плохой выбор
Для таких ответственных задач бюджетный Китай лучше не ставить
Вот список контор получше
Moeller
ABB
Siemens
Schneider Electric (Merlin Gerin)
Важно правильно подобрать по параметрам, чтобы был хороший запас
ksiman написал :
Есть много всяких хороших. У Вас вероятно стоят EKF КМЭ - это плохой выбор
Для таких ответственных задач бюджетный Китай лучше не ставить
Вот список контор получше
Moeller
ABB
Siemens
Schneider Electric (Merlin Gerin)
Дело в том, что в магазинах у нас я не нашел контакторов НЗ - они под заказ. в основе своей только НО.
У себя НЗ реализовал через приставку к КМЭ. Но видно такое кроилово приведет к попадалову, как всегда. Изучу каталог по контакторам предложенных Вами компаний и закажу контакторы.
Контакторы изготавливаются почти всегда только на замыкание, т.к. их основное предназначение - включать.
Использовать контакты приставки в качестве силовых - нельзя
ksiman написал :
Контакторы изготавливаются почти всегда только на замыкание, т.к. их основное предназначение - включать.
Изпользовать контакты приставки в качестве силовых - нельзя
Получается, что приставку с НЗ к контактору купил я зря.
Ну чтоже - будет наука. Прежде надо изучить досконально материал, а потом бросать деньги на ветер
Можно поставить стандартные контакторы на замыкание, а логику работы сделать на маломощных промежуточных реле. Именно так делается промышленная автоматика Потребуется 2 мощных контактора и 2 промежуточных переключающих реле. Защиту от залипания обеспечить хорошим запасом по току, защиту от обрывов - качественной сборкой и качественными комплектующими, защиту от дурака - запереть шкаф и написать подробную инструкцию
ksiman написал :
Можно поставить стандартные контакторы на замыкание, а логику работы сделать на маломощных промежуточных реле. Именно так делается промышленная автоматика Потребуется 2 мощных контактора и 2 промежуточных переключающих реле. Защиту от залипания обеспечить хорошим запасом по току
А можно пример какой-нибудь, для науки ) ? спасибо заранее
PS^ Если я Вас правильно понял, то маломощными реле будет производится включение непосредственно самих контакторов так ?
ksiman написал :
Вот от балды подходящий:
LC1E3210M5 (Tesys E)
Остальные - дороже
Да
А можете объяснить на пальцах - что такое модульный контактор ? И в чем его отличие от простого. (на примере работы)
Спасибо заранее.. если Вас конечно не затруднит ответить )
Вы и так уже мне помогли очень много )
Готов за консультацию немного рублей на телефон кинуть Вам )
Модульный контактор - это контактор, устанавливаемый на DIN рейку в стандартный щит (как и АВ), имеющий соответствующие габариты и ширину 18-36-54-72. Используется для бытовой и офисной автоматики. В промышленности практически не используется
ksiman написал :
Модульный контактор - это контактор, устанавливаемый на DIN рейку в стандартный щит (как и АВ), имеющий соответствующие габариты и ширину 18-36-54. Используется для бытовой и офисной автоматики. В промышленности практически не используется
И последний на сегодня вопрос ) - какие релюшки посоветуете ?
По мимо опасности для Вас, близких, животных это опасно для монтажников ремонтирующих ВЛ!
Это не говоря, что с такой схемой выше вероятность серьезной поломки генератора из-за мелочной утечки в генераторе, даже когда он не работает!
При питании от автономных источников рабочие провода питающей сети должны полностью отключаться и рабочие провода автономных источников не должны заземляться!
ГОСТ Р 50783-95 написал : ЭЛЕКТРОАГРЕГАТЫ И ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
10 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
10.3 Схема электрических соединений передвижных электроагрегатов и электростанций переменного трехфазного тока должна иметь изолированную нейтраль. Не допускается применять какие-либо устройства, создающие электрическую связь фазных и (или) нулевых проводов или нейтрали с корпусом или нулевых проводов или нейтрали с корпусом или землей непосредственно или через искусственную нулевую точку, кроме устройств для подавления помех радиоприему.
10.4 В передвижных электроагрегатах и электростанциях мощностью 1 кВт и выше номинальным напряжением от 115 В и выше должно иметься устройство для постоянного контроля изоляции, позволяющее измерять (оценивать) сопротивление изоляции относительно корпуса (земли) токопроводящих частей электроагрегата и электростанции, находящихся под напряжением. Для эксплуатации совместно с местной электрической сетью в передвижных электроагрегатах и электростанциях должно иметься автоматическое отключающее устройство. Должен быть предусмотрен контроль исправности этих устройств.
Не допускается применять устройства постоянного контроля изоляции, работающие по принципу асимметрии напряжения.
К сожалению это указывается только в некоторых инструкциях автономных источников питания!
Инструкция генератора ЭНЕРГО написал :
Данное руководство действительно для бензиновых электроагрегатов фирмы:
SAWAFUJI ELECTRIC COMPANY (Япония)
ЭА 6500 (SH 6500 EX)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТИ
Не подключать к местной электросети без разъединителя, установ-ленного квалифицированным электриком. …
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ
― не допускать работы электроагрегата при замыкании на корпус …
При эксплуатации агрегата ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
заземлять нейтраль или соединять ее с корпусом;
Безграмотные в электробезопасности, в том числе некоторые сертифицированные сервисные центры, глухо соединяют рабочий вывод автономного источника питания с нейтральным проводом питающей сети, так как проще схема, более доступны комплектующие, чтоб обдурить корявую схему контроля пламени некоторых котлов.
Работоспособность котла с корявой схемой контроля пламени обеспечивается другим и безопасным способом, к тому же в некоторой степени повышающим живучесть электроники и пожаробезопасность котла!
Подавляющее число модульных контакторов не имеет возможности механической блокировки встречного включения!
Если делается схема что при отсутствия питания в сети от генератора, инвертора питается только часть проводки дома, а остальная проводка остается подключенной к питающей сети, что лучше не делать, то проводка, монтаж линий питаемых от генератора, инвертора и линий соединенных с питающей сетью, которые расположены вместе, должны быть с расчетом на 660 вольт!
Это относится и к линиям расположенных вместе питаемых от разных источников автономного питания!
Конечно, с точки зрения безопасности, такие упрощённые схемы АВР не допускаются. И ВЛ должна подключаться к домовой сети только через перекидной двухполюсный рубильник, чтобы исключить попадание напряжения на ВЛ извне. Но в быту всё по правилам мало кто делает...
Достаточно посмотреть на любой типовой шкаф АВР с тремя вводами.
ksiman написал :
Лучше контакторов только хорошие контакторы с большим запасом по току
Ответ какой то странный. Контактор не бывает с запасом по току, хорошим или плохим. Он должен быть соответствующей величины! Т.е. просто тупо выбран на диапазон рабочего тока.
В данном случае для предотвращения одновременной работы двух вводов необходимо использовать не "волшебные контакторы авторитетных производителей", а магнитные пускатели с механической связью, т.е. реверсивные.
И без таймера задержки включения такие вещи вообще не делаются. Служил электриком дизелистом в РВСН. Дизель сразу не пускался никогда, после пропадания стационарной сети, а с некоторой задержкой. При жестких требованиях к электроснабжению и тройном резервировании. Если не срабатывал один дизель пускался второй. Если второй не включался, срабатывала система сосбтвеного электроснабжения мобильной установки.
Посититель, вы же приводите ГОСТ для передвижных установок. Какая нахрен изолированная нейтраль в жилом доме? Хотите товарища угробить? Доводилось хоть раз такие вещи обслуживать в диэлектрических калошах и перчатках?
x-men написал :
Ответ какой то странный. Контактор не бывает с запасом по току, хорошим или плохим. Он должен быть соответствующей величины! Т.е. просто тупо выбран на диапазон рабочего тока.
Контакторы плохими бывают, даже новые
Выбор контактора по величине (и его рабочему току) без запаса иногда приводит к отгоранию или привариванию контактов в моменты сильных перегрузок и в аварийных режимах. Контакты свариваются быстрее, чем срабатывает защитная автоматика Двух-трёхкратный запас значительно уменьшает эту вероятность Но для бытового применения, где ТКЗ обычно не превышает 3кА, приварить или расплавить контактор надо ещё постараться
Не знаю. Таковыми не пользуюсь, у меня сейчас только кашинские. Иэковские на вид копия шнайдеровских пускателей.
И подход к выбору МП у вас уж слишком раздольный. Получается с 3-х кратным запасом при рабочем токе 9 ампер, хочешь не хочешь надо выбирать МП на 40 ампер. И даже при таком подходе соотношение номинального тока МП и возможного тока КЗ может остаться слишком большим. В общем не очень убедительны ваши доводы.
Для обычного применения, контактор можно ставить и без запаса.
Типичный контактор на 9А (АС-3) спокойно длительно выдержит и 25А (АС-1) и 100А (несколько секунд). А вот если попробовать его включить на КЗ - может и залипнуть Но например залепить контактор 32А в бытовой сети - очень сложно
А в чем же принципиальная разница контактов МП и автомата? У МП контакты рассчитаны на гораздо большее количество коммутационных циклов.При КЗ контакты замкнуты и не рвут ток кз. У автомата получается контакты не могут сварится, а у МП могут?
У вас есть какая то методика выбора МП по полному сопротивлению питающей сети?
У автоматов контакты тоже иногда свариваются, но реже. Может быть как раз из-за малого кол-ва коммутационных циклов.
На предприятии, где работаю периодически вижу приваренные контакторы даже на 630А
Методики нет, но чем больше ТКЗ, тем мощнее надо ставить контактор (ну это и так понятно)
TOPMO3 написал :
Вот Вам схема от трех источников, с защитой от залипания.
Схема интересная, надо проанализировать
Из обнаруженных проблем - бензогенератор убивается ВЛ при отсутствии напряжения с инвертора Надо блокировочку организовать
Из особенностей - нет возврата на питание от инвертора, пока с ВЛ идёт напряжение
ksiman написал :
Бензогенератор жалко, сгорит ведь
По возврату над подумать ... насчет бензо ... его включать будет вручную, так что если "сдохнет", все на совести хозяина ... на фига его заводить если есть другой источник?
Я не спец по современному оборудованию ... вопрос такой ... если на "выход" на не работающий инвертор или бензогенератор придет напруга, им это "по фиг"? Или это не ОК?
Обычно генератор бензогенератора - это синхронная машина переменного тока и подавать на неё извне ничего нельзя
На инвертор подавать нельзя тем более (даже кратковременно) - электроника сгорит
R_kor написал :
А можно пример какой-нибудь, для науки ) ?
У меня в примерах 16,21,27,31 есть на базе комплектующих Шнейдер Электрик. Там есть два реле контроля напряжения, реле времени, промежуточное реле, два контактора с механической блокировкой.
ksiman написал :
Придираюсь дальше - нет автопереключения на бензогенератор с любой линии при его запуске
Стоп ... это не требуется ... ТС писал, что заводится в ручную ... кака это "автоматика"? После заводки К_г включится автоматом, если не включены другие, не бум думать, что он такой ... , что пойдет его заводить, при наличии "напруги".
TOPMO3 написал :
Стоп ... это не требуется ... ТС писал, что заводится в ручную ... кака это "автоматика"? После заводки К_г включится автоматом, если не включены другие, не бум думать, что он такой ... , что пойдет его заводить, при наличии "напруги".
Я думаю он именно пойдёт заводить БГ, пока не разрядились аккумы инвертора, да и при питании от ВЛ, которую он не долюбливает, предпочитая БГ. Вроде-бы логика работы была описана так...