Тут в соседней теме появились рассказы о том к каким трагичным эффектам приводит отсутствие смазки на шине. Всё выходит очень страшно.
Однако, в середине прошлого века на цепных пилах смазки могло и не быть.
Если сейчас всё так плохо, а тогда было допустимо, то в чём разница?
Сейчас шина скорее всего алюминиевая, а на кончике шины цепь скользит по закруглению (даже если со звёздочкой - всё равно ведь трётся металлом по металлу?)
Раньше шина была стальная, а ведомая звёздочка выглядела так же как ведущая. Таким образом цепь тёрлась только на длинных ровных участках, но не на кончиках где меняется направление движения.
Что ещё может быть? Точность изготовления? Пожпружиненное натяжение ведомой звёздочки? Скорость движения? Форма режущего зуба приводит к другому прижиманию цепи к шине?
Ближе к истине, обороты Дружбовского двигателя меньше, да еще редуктор понижает. Да и не совсем же без смазки цепи работали, до начала работы цепь смазана (многие вообще хранили в масле), в процессе шина с цепью поливалась маслом. Уралы уже имели систему смазки цепи.
Тема, возможно, пойдет если будут обсуждаться проблемы со смазкой и их устранение, потому что вопрос "насколько критично" имеет один ответ - критично, без смазки цепи работать нельзя (пиление льда не рассматриваем), чревато выходом из строя всей пильной гарнитуры.
Muxa наверняка знает ответы на все эти вопросы лучше нас!
Конечно, скорость движения цепи по шине у тех пил и современных значительно отличаются.
Но раньше смазкой тоже не пренебрегали...
Просто масляный насос заменяло рядом стоящее ведро с маслом, куда периодически окунали шину вместе с цепью.
Расход масла при такой смазке был, наверно, несколько выше чем сейчас, но кто тогда думал о расходе и экологии!?
У штиля Rollomatic ES (Ematic Super) состоит из цельного, особо жесткого корпуса и полностью заменяемой головки. Наклонные маслопроводящие отверстия эллиптической формы, повышают скорость протекания цепного масла.
Rollomatic E состоит из трех металлических пластин, соединенных электросваркой, причем в средней пластине сделан большой вырез.
Duromatic E - цельная шина. Корпус шины состоит из массивной и сверхстойкой стали. Точка, на которую приходится основная нагрузка, дополнительно усилена твердосплавной облицовкой.
Есть ещё карвинг,но у меня такой нету.
Если посмотреть шину Орегон,в каталоге орегона так и пишут для дружбы,то можно увидеть,что идёт она с системой смазки LUBRI-DAM,которая удерживает смазку, предотвращает вытекание масла из хвостовика шины и сохраняет большее его количество на шине и цепи.Но она для Дружбы 4м,ЗиД УРАЛ-70; ЗиД УРАЛ 2Т; ЗиД .
Один раз засадил шину роломатикес,штатную,от 660.Пилил осину возле воды.Маслонасос работал исправно,но вязкость самого дерева сильно грела шину при пилении и не позволяла шине смазываться по всей длине.Впервые в жизни попалось такое дерево,которое,вроде и не жёсткое,а не пилится.Как будто резину пилишь.В комеле около 80 см всего.
Не знаю,с чем связана такая чувствительность к смазке у современных шин,возможно действительно связано с более высокими оборотами,либо они изначально расчитаны на постоянную смазку.Но без смазки,по краям паза очень быстро появляются заусенцы/кромка/,которые нагреваясь ведут шину на изгиб,в какую-нибудь сторону.
Сомневаюсь,что нынешние шины,сделаны менее прочными,чем старые,но к работе без смазки,они не подготовлены-это факт.
Для полноты,картины,интересно было бы узнать,как смазка шины реализовывалась на старых штилях и хускварнах.
А так,если ответ в теме не появится,можно будет спросить у Олегыча-наверняка он знает ответ.
доминик написал :
У штиля Rollomatic ES (Ematic Super) состоит из цельного, особо жесткого корпуса
Благодарю за лекцию, мне это все известно, использую пилораму логосол с 660-м штилем с разными шинами.
Вы видимо невнимательно прочитали коммент #10. В конце слова "алюминиевая" стоит смайлик смех****.
Вся режущая гарнитура применяемая на цепных бензиновых пилах всегда смазывалась, и будет смазываться, правильно сказано выше,обороты на валу порядка 12500-13500 при прямой передаче на шину,скорость порядка 20 метров в секунду,трение колосальное.
Раньше не смазывалось?)посмотрите видео как пилят обычными ручными пилами,даже их смазывали при распиловке и на скорость Timbersport к примеру.
Один знакомый занимается мелким ремонтом быт. техники, рассказывал, принесли в ремонт пилу купленную у цыган, вскрыл корпус а там поршень то ли пластик, то или гетинакс.
Muxa написал : Владимир С., каждый старается как может.
И кстати, если говорить серьёзно, у Блаунта действительно есть шины внутрь которых запихнули люминь, для облегчения веса.
Об него конечно не трется, но кто знает что они ещё вдумают.
Может, я чего-то не догоняю, но мне кажется, что гораздо проще для облегчения веса внутрь запихнуть... Воздух!!! Если, конечно, об него ничего не должно тереться...
newzubok написал :
Может, я чего-то не догоняю, но мне кажется, что гораздо проще для облегчения веса внутрь запихнуть... Воздух!!! Если, конечно, об него ничего не должно тереться...
Жёсткости не будет,и повыситься нагрев шины=снизится теплоотвод.И смазка не поможет.Имхо.А ещё на шину надо будет сильно давить-вес меньше.А если шину зажмёт,то сразу расплющит.
доминик написал :
Жёсткости не будет,и повыситься нагрев шины=снизится теплоотвод.И смазка не поможет.Имхо.А ещё на шину надо будет сильно давить-вес меньше.А если шину зажмёт,то сразу расплющит.
Ну, насчет жесткости я бы поспорил... Насчет нагрева... Наверное, да, но не за счет снижения теплоотвода, а за счет снижения массы... С какого перепугу теплоотвод уменьшится от шины, пустой внутри, если тепло отбирается от поверхности, а снаружи ни по размерам, ни по внешнему виду она неотличима от другой, но заполненной внутри металлом. Насчет "давить на шину" - тоже весьма спорный вопрос... В любом случае, сама пила по весу во много раз превосходит вес шины, ну и не думаю, что кусок алюминия внутри сильно утяжелит шину по сравнению с воздухом внутри... А вот насчет "расплющит" с боков - да. Но можно предусмотреть некие перемычки внутри...
newzubok написал :
Но можно предусмотреть некие перемычки внутри...
Подсказать,где патенты выдают?
Согласен,слово теплоотвод,здесь мною не совсем верно упомянуто.Правильнее сказать,что теплоотвод измениться,а не снизится.Имел в виду,что пустая шина,будет в разы быстрее греться,но и быстрее отдавать это тепло.Цельная,будет греться дольше,но и соответственно дольше отдавать тепло.Какой режим теплоотдачи более подходящий-сложно сказать,но теплоотдача от цельной шины,будет более равномерной,и при таких условиях,шина будет менее подвержена деформации ,имхо.
newzubok написал :
Насчет "давить на шину" - тоже весьма спорный вопрос...
Что здесь спорного-то?Если на тела разной массы подействовать одинаковой силой, то ускорения, приобретаемые телами, оказываются обратно пропорциональны массам.Ещё не надо забывать про балансировку пилы.Сместится центр тяжести.
Опять же,перемычки внутри,спасут в какой-то мере,при общей равномерной нагрузке.А как быть с возможной нагрузкой на изгиб поперёк длины?Имхо,конечно,но таких рёбер жёсткости,будет недостаточно,из-за самой геометрии шины-её длина в разы превышает ширину и продольных перемычек будет недостаточно.
А что если внутренность шины сделать не пустым,а залить каким-нибудь наполнителем,типа стекловолокна?
Хотя наверное сопротивление механическому воздействию,всё равно будет ниже,чем у цельно-стальной шины.
Muxa написал :
Смазка шины у цепной пилы - насколько критично?
Миха, Ты ничего не попутал? Ты же вроде не новичок. Какие обороты были у пил прошлого века? Максимум 3,5-4 тысячи. А сейчас? Я сам кунал носок Дружбы в банку из под кильки с маслом. И в принципе это была мера предосторожности. Таких рекомендаций нет нигде А теперь же обороты 8-12 тысяч. Шина горит в секунды. Сам наблюдал. Уже пару масляных насосов поменял. А на Дружбе у меня его и не было вообще.
Редко когда усилие к пиле прилагается строго сверху вниз, не говоря уже об использовании "гребенки" При котором пилу-шину правильнее рассматривать как рычаг. В таком случае пара сотен граммов значения иметь не будут.
Veps25,Тогда всё же интересно,почему производители современных пил,в большинстве случаев,не делают шины полупустыми?
Наверное снова маркетинговый ход?Или металл деть не куда.Я уж не говорю,про экономию при перевозках в другие страны и т.п.
Многие ведущие производители,стремятся наоборот снизить вес пилы,потом ещё лозунги пишут,типа оптимальное соотношение кг на л.с. и т. д.А тут мы такой заговор производителей раскрыли.
Veps25 написал :
Шина не настолько теплонагруженная деталь, чтобы серьезно рассматривать необходимость дополнительных мер по отводу тепла.
Вот с этим точно не согласен.Точнее,правильно,цельная шина может и не так греется ,да и то. Попробуйте метров 6 пильнуть вдоль,подсохшего дуба и даже при оптимальной смазке и заточке цепи,шина здорово нагреется.
Возможно вы и правы,но тогда,если столько плюсов,а минусы не столь очевидны,почему производитель усложняет себе и пользователю жизнь?
доминик написал :
Тогда всё же интересно,почему производители современных пил,в большинстве случаев,не делают шины полупустыми?
Шина на фото цельная, глянул на своей Хуске - клепаная. Возможно из-за того, что в производстве цельная шина будет дороже клепанной штамповки, что не компенсируется некоторой экономией металла. Могут быть еще причины (бывало, что ветка какая-нибудь в отверстие залезет), но шина, которую я показал, не уступала в прочности сплошным (а они на Уралах были).
Veps25 написал :
Возможно из-за того, что в производстве цельная шина будет дороже клепанной штамповки, что не компенсируется некоторой экономией металла
Разговор был про
newzubok написал :
что гораздо проще для облегчения веса внутрь запихнуть... Воздух!!!
Veps25 написал :
Интересно, где Вы в моем сообщении нашли про "столько плюсов"?