Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251
#5680375

На форуме много спецов, думаю, и по моему вопросу помогут.
Итак, есть выпрямитель на 10кА, помогите подобрать сечение проводника, исходя из того, что явно это будет медная шина.
Интернет в картинках дает на ~3кА шину медную 120*10, на переменный ток.

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

Длина линии ~40 м, кто сталкивался в жизни с подобными производствами? Не обязательны показания именно монтажников, можно просто рассказать как что было устроено))

Когда речь идет о таких токах, то обязательно есть проект. Кто у вас проектирует?

Проектирование, шеф-монтаж, щиты - alexey.eom@mail.ru

Wernand,
требования по допустимому отклонению питания для потребителей какие? Диапазон температур (если горячий цех, допустим, то при нагревании сопротивление меди увеличивается, это надо учитывать)?
Действительно, закажите проект, такая работа стоит денег.

Вечный студент

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

MrGalaxy написал:
Wernand,
требования по допустимому отклонению питания для потребителей какие? Диапазон температур (если горячий цех, допустим, то при нагревании сопротивление меди увеличивается, это надо учитывать)?
Действительно, закажите проект, такая работа стоит денег.

MrGalaxy, падение напряжения желательно не больше 10%, но пусть будет больше, температура воздуха примерно 30-35 по цельсию.

Ещё я два раза перечитал свои сообщения - там нет ни одного слова про проект, так к чем об этом писать? Обсуждать дифы и шлейфы PE в подрозетниках можно без проектов?)) Подумаешь, не на 16А выключатель, а выпрямитель на 10000А, формулы и технические решения схожи.
Вообще, тема эта связана с гальваникой, но суть-то не меняется - анод и катод. Вопрос уже даже больше не в конкретном рассчете, именно сечения проводника, а в конструктиве, варить шину? вести пачку проводов от выпрямителя?

Регистрация: 12.03.2016 Краснодар Сообщений: 325

Если я правильно понял вот эту страничку

Теперь по формуле (2) рассчитаем падение напряжения на проводе:
U = ((ρ l) / S) I ,
То есть, это то напряжение, которое упадёт на проводе заданного сечения и длины при определённом токе.

То для тока 10000 ампер и длине проводника 80м (40м туда-обратно) для сечения 6000мм2 падение напряжения на этой длине будет 23.(3) вольт.

Все мои сообщения - исключительно ИМХО. Каждый совершеннолетний дееспособный человек сам несет ответственность за принятые им решения.

Регистрация: 04.07.2011 Екатеринбург Сообщений: 202

Wernand, смотрите ПУЭ разделы 1.3.22 - 1.3.24 и выбирайте подходящие вам сечение и количество шин. Примите во внимание конструкцию выводов выпрямителя, их количества на полюс(1? 2? 4?..), сечение, материал, диаметр и количество крепёжных отверстий. Так же необходимо учитывать и материал и размеры заготовок: рубка (резка) металла - чем и как?, соединение его в полосы (сварка?), изготовление углов (поворотов). Туда же - изоляторы какие, из чего, как часто крепить; опираться шинопровод будет на нижлежащее перекрытие (они вообще какие?) или подвесной? Закрытый или открытый? А может вам сделать гибкий шинопровод, например из провода МГ-1000?
Лично моё мнение: не страшит Вас возможная ошибка при выборе конструкции? Насоветовать можно много - какая ответственность с советчика с форума! Закажите проект, по сравнению со стоимостью материала и монтажа это не очень много.

Мне больше интересно где это все будет реализовано?

Если какой-нибудь алюминиевый завод, ну или вообще завод, где обычно стоят электролизные установки и т.д., с проектом вопросов не было бы как и этой теме на форуме.

Что-то закрадывается подозрение что ТС - очередной студень, не могущий сделать домашку.

UPD: Судя по сообщениям, не студень. Ну я тогда даже не знаю, советовать на такие токи - нафиг.

Проектирование, шеф-монтаж, щиты - alexey.eom@mail.ru

Регистрация: 12.03.2016 Краснодар Сообщений: 325

Объясните неспециалисту, о каком проводнике идёт речь?
Я из объяснений себе представил медную хреновину охрененного сечения, длиной 40 метров, которая будет являться катодом (или анодом) в ванне с электролитом, на которую будет подаваться постоянный ток 24В 10кА, правильно?

Все мои сообщения - исключительно ИМХО. Каждый совершеннолетний дееспособный человек сам несет ответственность за принятые им решения.

Стёпин папа написал:
ПУЭ разделы 1.3.22 - 1.3.24 и выбирайте подходящие вам сечение и количество шин.

Это ошибка. Выбирать надо не по критерию, что провод выдержит, а по критерию падения на нём. Автор озвучил допустимое падение 10%, т.е. 2,4 В. По закону Ома находится допустимое максимальное сопротивление. Берётся формула из справочника, и считается сечение проводника, исходя из удвоенной длины (80 м), полученного сопротивления и удельного сопротивления.

Вечный студент

bogu написал:
Если я правильно понял вот эту страничку

Теперь по формуле (2) рассчитаем падение напряжения на проводе:
U = ((ρ l) / S) I ,
То есть, это то напряжение, которое упадёт на проводе заданного сечения и длины при определённом токе.

То для тока 10000 ампер и длине проводника 80м (40м туда-обратно) для сечения 6000мм2 падение напряжения на этой длине будет 23.(3) вольт.

bogu, у меня получилось в 10 раз меньше, т.е. 2,4 В (что автору и нужно).

Вечный студент

Регистрация: 12.03.2016 Краснодар Сообщений: 325

MrGalaxy, Да, пардон, забыл нолик в 0,0175, взял 0,175.
Но все равно с трудом представляю себе медный проводник сечением 6000мм2. Это же 60х100мм. длиной 40 метров. Два. м?

Все мои сообщения - исключительно ИМХО. Каждый совершеннолетний дееспособный человек сам несет ответственность за принятые им решения.

bogu написал:
MrGalaxy, Да, пардон, забыл нолик в 0,0175, взял 0,175.
Но все равно с трудом представляю себе медный проводник сечением 6000мм2. Это же 60х100мм. длиной 40 метров. Два. м?

bogu, или круг диаметром 87.

Вечный студент

Регистрация: 12.03.2016 Краснодар Сообщений: 325

т.е. для понижения напряжения (с какого?) до 24в на мощность 10кА вторичная обмотка трансформатора должна быть намотана тоже таким вот.. хм... проводником?

Все мои сообщения - исключительно ИМХО. Каждый совершеннолетний дееспособный человек сам несет ответственность за принятые им решения.

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

Стёпин папа написал:
Лично моё мнение: не страшит Вас возможная ошибка при выборе конструкции? Насоветовать можно много - какая ответственность с советчика с форума! Закажите проект, по сравнению со стоимостью материала и монтажа это не очень много.

Что бы уже закрыть этот вопрос, попробую пояснить: делать никто ничего без проекта, без точных рассчетов не будет. Ни я, ни тот Вася, не будут тянуть шинопровод на 10кА руководствуясь советами с форума

Стёпин папа написал:
Примите во внимание конструкцию выводов выпрямителя, их количества на полюс(1? 2? 4?..), сечение, материал, диаметр и количество крепёжных отверстий. Так же необходимо учитывать и материал и размеры заготовок: рубка (резка) металла - чем и как?, соединение его в полосы (сварка?), изготовление углов (поворотов).

Да, как раз советов на эту тему я и ждал, примерно такого вида:
"Я как-то видел/делал шинопровод, там всё было выполнено с помощью сварки(в местах где может потребоваться разбор трассы - болтовые соединения) медной шины, выглядит не очень эстетично, требуются объемные подставки, изоляторы большие и т. п.".
Или: "Видел как реазовано подключение проводом, всё красиво, аккуратно".
Ну, как-то так))

bogu написал:
длине проводника 80м

Да не, это же уже 40 - туда-сюда.

Регистрация: 12.03.2016 Краснодар Сообщений: 325

Wernand написал:
Да не, это же уже 40 - туда-сюда.

это уменьшает сечение вдвое. 3000мм2. Уже круглый медный проводник диаметром 60мм. Длиной 20 м. 2 шт.
А как выглядит устройство, которое в это должно выдавать 10кА, можно фото или описание?

Все мои сообщения - исключительно ИМХО. Каждый совершеннолетний дееспособный человек сам несет ответственность за принятые им решения.

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

bogu написал:
А как выглядит устройство, которое в это должно выдавать 10кА, можно фото или описание?

Крафтовские выпрямители, 10кА не предел, видел и по 40. Просто область специфичная.

Регистрация: 12.03.2016 Краснодар Сообщений: 325

Wernand, а можно ссылку или фотку?

Все мои сообщения - исключительно ИМХО. Каждый совершеннолетний дееспособный человек сам несет ответственность за принятые им решения.

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

bogu написал:
Wernand, а можно ссылку или фотку?

bogu, ссылку на что? На выпрямитель? В гугле "крафт выпрямители", и прям первые ссылки это то, что надо))

Основная проблема - как подвести - шиной, или проводами? Удобство монтажа, опять же. Сам делал обвязку шинами 100*10, удовольствие то ещё, они весят прилично, опять же, сложные переходы - накололся с размером на миллиметры - простительно, сантиметр и уже не натянешь, шину в приемку цветмета))) но с шиной удобно работать, выглядит превосходно, сломать трудно...
Проводом можно делать 240 квадрат, просто пойдет хорошая коса, углов в 90 градусов не будет, кабель перебить легко, ему защиту подавай, опять же, болты затягивать любой абрэк может, а опрессовка сложнее. Проблема, в проблеме выбора))

Регистрация: 12.03.2016 Краснодар Сообщений: 325

а, так оно модульное... чьорт ) Я думал на монстра глянуть. А почему не спросите у производителя?

Все мои сообщения - исключительно ИМХО. Каждый совершеннолетний дееспособный человек сам несет ответственность за принятые им решения.

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

bogu, нет никаких монстров)) всё аккуратно и красиво))
А что скажет производитель? Ему пох как будет подключено его устройство.

Alexey_Spb написал:
Мне больше интересно где это все будет реализовано?

Если какой-нибудь алюминиевый завод, ну или вообще завод, где обычно стоят электролизные установки и т.д., с проектом вопросов не было бы как и этой теме на форуме.

Что-то закрадывается подозрение что ТС - очередной студень, не могущий сделать домашку.

UPD: Судя по сообщениям, не студень. Ну я тогда даже не знаю, советовать на такие токи - нафиг.

Alexey_Spb, молодой человек, ты иногда утомляешь своим присутствием во всех темах, и иногда, читая форум, у меня возникает вопрос - когда ты успеваешь зарабатывать деньги? Когда-нибудь ты повзрослеешь и поймешь, что проект это не главное. Проектанты тоже люди и могут допускать ошибки, не знать элементарных вещей, капризничать и упрямиться. И не надо тут демагогии, мол, ищите других. Все мы люди, а нам свойственно ошибаться. Иногда решения приходят не сверху. Иногда они, основываясь на опыте и здравом смысле, приходят снизу, от рабочих.
Выполняя проект не стоит бездумно следовать каждому пункту, правилам и опыту поколений, на каждое - "делай так", надо спрашивать - "почему так"? Приходить на форум и задавать вопросы, в диалоге может всплыть интересная информация, новые мысли приходят в процессе обсуждения, а не в результате тупого исполнения какого-то проекта. Без обид, мир, дружба, жвачка))

Проект есть, возможно для кого-то это будет сюрпризом, но проект "рабочий", могу шиной вести, могу проводом, не в проекте дело. Он потом доделается, после монтажа.

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

Поделюсь фотографиями с одного коммерческого объекта, что бы студентом не считали. Тоже был "проект", но где там все переходы угадать, соединения и, в общем, трассу. Фотографии сделаны больше года назад, так что, уже год с лишним, всё работает и никаких жалоб. Привет любителям проектов.

Регистрация: 04.07.2011 Екатеринбург Сообщений: 202

Wernand написал:
Да, как раз советов на эту тему я и ждал, примерно такого вида:
"Я как-то видел/делал шинопровод, там всё было выполнено с помощью сварки(в местах где может потребоваться разбор трассы - болтовые соединения) медной шины, выглядит не очень эстетично, требуются объемные подставки, изоляторы большие и т. п.".
Или: "Видел как реазовано подключение проводом, всё красиво, аккуратно".
Ну, как-то так))

Не только видел, я занимался монтажом подобных вещей. Советы хотите?! Держите!
Если есть возможность сделать низкую сторону короче, ставьте модули как можно ближе к потребителю: экономия меди, сил на монтаже,дельта потерь меньше (Ваши модульки позволяют располагать их хоть кругом, хоть в два этажа).
Длина шины - Вам самому выбирать: есть возможность использовать таль (лебёдку), погрузчик - делаем шины длиннее. Неудобица (разные уровни монтажа, гнутые элементы шин, пакет из нескольких шин, заготовки коротких размеров) и наличие только "пердячего пара" (ограниченное количество рабочей силы) - короткие секции. Можно применить комбинированную систему: магистраль - шина, подключение - гибким проводником.
Про эстетику - улыбнуло, производство же. Сварка производилась либо на углах вертикальных соединений(представьте два листа бумаги сложенных плашмя буквой "Г" - диагональ двойного бумажного квадрата и есть шов), либо "накосо", под 45 градусов на прямых участках. Соединение секций между собой зависит от геометрии шины, например самая большая медная шина в пакете, которая монтировалась мною: 25012 (рубилась из 4 метрового листа)соединялась 16 болтами М16 квадратом 44 штуки. Будете делать пакет из шин учтите, что болты и гайки придётся руками крутить - расстояние между ними должно дать возможность вставить гайку и инструмент. При наличии трёх и более шин в пакете придется пользоваться креплением "гайка-шпилька-гайка", шпилька просовывается сквозь отверстия соседних шин (при монтаже собранного пакета). Про изоляторы - напряжение мало, главное механическая прочность,выбирай из доступного, самый дешевый вариант - шифер.
Совет очень выстраданный - успевайте до холодов, если монтаж вне помещения. В "когти дуть" - так себе развлечение

MrGalaxy написал:
Это ошибка. Выбирать надо не по критерию, что провод выдержит, а по критерию падения на нём. Автор озвучил допустимое падение 10%, т.е. 2,4 В. По закону Ома находится допустимое максимальное сопротивление. Берётся формула из справочника, и считается сечение проводника, исходя из удвоенной длины (80 м), полученного сопротивления и удельного сопротивления.

В чём ошибка? Выбирай сечение и с учетом падения выбирай из представленной номенклатуры шин ближайшее большее.

Wernand Аккуратный монтаж! И термоусадки (она?) не пожалели.

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

Стёпин папа, спасибо за комментарий!
Шина 250х12, это серьезно, токи? Напряжение? Исходя из каких соображений довольствовались четырьмя шестнадцатыми болтами? На каком станке гнули и пробивали отверстия? За фото был бы бесконечно благодарен))
Да, низкая сторона уже и так максимально близко, есть всякие рабочие настилы, другие линии, которые не позволяют уменьшить расстояние. Шину планируется использовать 120х10, есть два катода, один анод, т. е. возможность шестью хлыстами подойти на ванну. Ещё несколько дней назад была возможность только для трех хлыстов, что затрудняло, но изменения в проекте никто не отменял))
Шифер не хочется применять в качестве изолятора, не последнее дело - внешний вид, думаю, будет керамика, мб пластик, есть возможность из листов ПП и ПВХ делать любые конструкции.
А чего жалеть термоусадку? Единственный гемор - натягивать в углах под 90 градусов, зато вид товарный, чисто и симпатично))

Wernand, очень красиво.

И это пройдёт ...

Стёпин папа написал:

В чём ошибка? Выбирай сечение и с учетом падения выбирай из представленной номенклатуры шин ближайшее большее.

Стёпин папа, это другое дело. Предыдущий Ваш пост я понял так, что предлагается выбор по критерию "терпения" шиной максимального тока по ней, и ни слова про падение сказано не было.

Вечный студент

Регистрация: 04.07.2011 Екатеринбург Сообщений: 202

MrGalaxy написал:
Предыдущий Ваш пост я понял так, что предлагается выбор по критерию "терпения" шиной максимального тока по ней, и ни слова про падение сказано не было.

Прочитал свой пост: изложил действительно так, что можно по разному понять. Постараюсь исправиться.

Wernand написал:
Шина 250х12, это серьезно, токи? Напряжение? Исходя из каких соображений довольствовались четырьмя шестнадцатыми болтами? На каком станке гнули и пробивали отверстия? За фото был бы бесконечно благодарен))
Да, низкая сторона уже и так максимально близко, есть всякие рабочие настилы, другие линии, которые не позволяют уменьшить расстояние. Шину планируется использовать 120х10, есть два катода, один анод, т. е. возможность шестью хлыстами подойти на ванну. Ещё несколько дней назад была возможность только для трех хлыстов, что затрудняло, но изменения в проекте никто не отменял))
Шифер не хочется применять в качестве изолятора, не последнее дело - внешний вид, думаю, будет керамика, мб пластик, есть возможность из листов ПП и ПВХ делать любые конструкции.
А чего жалеть термоусадку? Единственный гемор - натягивать в углах под 90 градусов, зато вид товарный, чисто и симпатично))

Токи: объекты разные и трансформаторы тока (разборные) на них были 6 кА и 15 кА. Шина не одна, а пакетом - от 2 до 4 (вроде как, подзабыл уже) штук.
Напряжения: это дуговые печи, трёхфазная система, не "постоянка", 120 -130 В розжиг, 50-60 В работа.
Количество болтов определялось проектом.
Шины гнулись в механическом цехе на гибочном станке (пресс с призмой), отверстия сверлились на сверлильном станке, не пробивались, после сверловки - шлифовка контактной площадки.
По фото: цех другой, доступ ограничен, получится - отдельные узлы "щёлкну" в понедельник.
Керамику, лично я бы, не стал использовать: шины длинные, тяжёлые, надо выковыривать обломки, если треснут-рассыплются.
Хорошо живёте, коль об расходе изоляционных материалов не думаете, а то на каждом чихе некоторые экономят...
И вот ещё: у Вас трасса 40 метров, я бы поставил шинные компенсаторы, хотя бы по паре на шину (нагрев там, кривенький монтаж) всяко бывает...

Wernand написал:
Alexey_Spb, молодой человек, ты иногда утомляешь своим присутствием во всех темах, и иногда, читая форум, у меня возникает вопрос - когда ты успеваешь зарабатывать деньги? Когда-нибудь ты повзрослеешь и поймешь, что проект это не главное. Проектанты тоже люди и могут допускать ошибки, не знать элементарных вещей, капризничать и упрямиться. И не надо тут демагогии, мол, ищите других. Все мы люди, а нам свойственно ошибаться. Иногда решения приходят не сверху. Иногда они, основываясь на опыте и здравом смысле, приходят снизу, от рабочих.
Выполняя проект не стоит бездумно следовать каждому пункту, правилам и опыту поколений, на каждое - "делай так", надо спрашивать - "почему так"? Приходить на форум и задавать вопросы, в диалоге может всплыть интересная информация, новые мысли приходят в процессе обсуждения, а не в результате тупого исполнения какого-то проекта. Без обид, мир, дружба, жвачка))
Проект есть, возможно для кого-то это будет сюрпризом, но проект "рабочий", могу шиной вести, могу проводом, не в проекте дело. Он потом доделается, после монтажа.

Утомляешься? Да не читай и всех делов.

И деньги в чужом кармане считать - последнее дело.

А под словом "проект" вовсе не стоит иметь в виду проект, выполненный какой-то специальной организацией.

Я очень сомневаюсь что все изображенное на фото было закуплено на основании размышлений в голове и монтировалось по факту. Были какие-то предварительные расчеты, составление перечня комплектующих для закупки и т.д. - это и есть проект, пусть даже оформленный не полноценно, как того требует российское законодательство.

И я еще не видел ни одного проекта где монтаж полностью совпадал с проектом. Изменения и уточнения - это нормально.

P.S. Главный вопрос в том посте был для чего все это используется, в каком процессе.

А насчет подозрений в студенте не обижайтесь - просто слишком много тут любителей ничего не сделав, выехать на чужом горбу. Постепенно к этому привыкаешь и подозреваешь это в людях, которые пришли сюда за другим.

Проектирование, шеф-монтаж, щиты - alexey.eom@mail.ru

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

Alexey_Spb написал:
P.S. Главный вопрос в том посте был для чего все это используется, в каком процессе.

Я и написал "в гальванике", а к чему вопросы про завод? Если есть чем помочь, люди делятся, как например Стёпин папа(за что ему и спасибо), а не выспрашивают "где, как и почему", что бы потом сказать "ой, нах помогать на такие токи". Нечего сказать - лучше промолчать, чем выглядеть глупо.

Alexey_Spb написал:
Я очень сомневаюсь что все изображенное на фото было закуплено на основании размышлений в голове и монтировалось по факту.

Да, была закуплена шина, и хз сколько кг болтов-гаек, вот и всё.

Alexey_Spb написал:
просто слишком много тут любителей ничего не сделав, выехать на чужом горбу.

Вот так, в беседах, в чтении форумов и с советов "бывалых", я и выезжаю на чужих горбах, как и многие на этом форуме. Уже в голове складывается понимание как вести, чем, почему именно так, а не иначе. Спасибо за внимание.

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

Стёпин папа написал:
Шины гнулись в механическом цехе на гибочном станке (пресс с призмой), отверстия сверлились на сверлильном станке, не пробивались, после сверловки - шлифовка контактной площадки.

Нам проще, рубить из листа дольше по времени, и трудозатратней, выбор пал на готовую шину. Ну и станки есть, альфра, КВТ. Иногда бывает удобно иметь не станок целиком, одна площадка на три станка, а просто "набор" из шиногиба, гильотины и пробивочного станка, поочередно переключая их на маслостанцию.

Регистрация: 04.07.2011 Екатеринбург Сообщений: 202

Фото только такое:

Регистрация: 10.08.2014 Санкт-Петербург Сообщений: 251

Стёпин папа, спасибо большое! То, что надо