Заметки по мини трактору МТЗ-132Н. (от владельца мини-трактора из РФ)
Приобрел 4 года назад в начале сентября. Надоело ходить за мотоблоком, уж очень тяжело, особенно при вспашке. Я порой шучу, мотоблоки придуманы, чтоб людей "убивать". Был МБ-1, избавился по случаю. Потом купил импортный Pubert, 6,5 л.с. Грех жаловаться, по крайней мере, заводится легко. На трактор заглядывался давно, но все что то останавливало. А тут решил куплю, поиграю. Техники я не боюсь с детства, по вечерам скучно. Покопался в инете, Корейские, не дешевы, а главное колея у них не наша. И вообще, ничего под картофельную колею 70 см. тогда не попалось. Позднее узнал про Чешские, но оказалось безумно дорого. Мне ведь не для индустриального использования. Покупать что то старое, даже Японский, как то инстинктивно трудно преодолеть. Кто бы что ни говорил, подержанная техника всегда лотерея, плюс удаленный доступ к запчастям. Вот и пришел к "малышу". Завел хонду, тронулся, едет хорошо! Стал пахать, наковырял, страх смотреть. Тяга бешеная, точно не мотоблок. Но рулить, чуть руки не оторвались, пока не сообразил разблокировать мост. К этому моменту прикусило сочленение переломной рамы, рулить стало совсем невозможно. Разобрал шкворни, задиры припилил. Инструкцию привезли через две недели, а там написано про обкатку, но было поздно. Понял, без гидроусилителя мне совсем не великану, хотя и не дистрофику долго не протянуть. (Не дает покоя конструкция переломного узла на подшипниках, обязательно попробую. На Дефендере такая шкворневая просто безупречная. Я еще 30 лет назад для УАЗика делал. Получалось, но не идеально. Но тогда и выбор подшипников был ограничен. Чувствую, должно получиться.) Пахать научился быстро, суть у кого-то хорошо описана на форуме. Хотя каждый приспосабливается сам.
Не понравилась работа одноцилиндрового двигателя GX390, 13 л.с., купил хонду GX620, два цилиндра, 20 л.с. Родные 13 л.с. тогда казались игрушечными. Считал что два цилиндра будут разговаривать ласковее. Причиной недовольства оказался дефект свечи. Пока везли новый двигатель, разобрался с родным заменой свечи на старую, которая валялась на бетоне два года как неисправная, будучи снятая с садового трактора-газонокосилки. Бывают такие курьезы. С той поры про двухцилиндровый двигатель думать забыл.
Задумал облагородить и выровнять зады за домом - целина, надо сначала фрезеровать. Тут и мотоблок пригодился, повесил его на гидроподвеску и вперед. Душа радуется, спина не потеет. Камни, палки, все нипочем. Спустя год увидел похожий ролик в инете, называется на ютубе "Мини трактор и крутая навеска". Выходит, я не одинок, целину фрезеровать руками занятие не очень благодарное, все понимают. Дальше вспашка, то корни, то рельсовая пластина попадет. Оказывается, узкоколейка пролегала торфяная. В один момент, после рывка на третьей передаче, при попытке использовать разгон для разрыва корней, задний мост перестал работать. Законы инерции и перегрузки не отменяли на этой планете. Пахать прекратил, разобрал передний мост. Сломало шлицевой вал привода заднего моста. Он занижен до ф12 мм., чтобы не задевал за планетарную шестерню переднего моста. Заказал новый, дождался, этот у меня в руках сломался при установке. Присмотрелся, часть сечения ржавая и мелкозернистая. Сделал анализ-сталь правильная, твердость тоже. Оказалось на зауженном месте обоих валов следы от молотка. Видимо рихтуют нагартовкой после закалки. Больше судьбу испытывать не стал. Изготовил новый вал, заодно и диаметр увеличил до 13 мм. Теперь наверно и GX620 не сумеет его сломать. Кстати, такой эпизод уже был, действительно выдерживает, двигатель GX620 глохнет.
Зима подошла. Ходить за бытовым снегоротором тоже устаешь, да и со двора снег не вывезешь. Сварил ящик на гидроподвеску 0,5 куб. м.. Оказалось практично, даже покрасил теперь порошковой краской. Для упрощения вываливания сделал полуавтоматическую раздвижную тягу. Она раздвигается при вываливании за счет отпирания ее вручную, вытягиванием подпружиненного штифта ф8 мм., а затем сама защелкивается, после завершения вываливания. Снег в тот год был большой. Когда снегоротором бытовым убираешь, инстинктивно его толкаешь, от этого и напрягаешься, аж вся спина мокрая. Понятно, и цепи можно надеть, но это все равно не радикальное решение. Сейчас пользуюсь иногда гусеничной хондой 5,5 л.с. с захватом 55 см., хороша спору нет. Но тоже нелегко, да и производительность не велика. Хотя с лопатой смешно сравнивать. Колеса убрал у предыдущего снегоротора и повесил его на гидроподвеску. Все стало замечательно, только узковато и изломал его за месяц. Слабоват оказался в железе, буквально кровельная жесть при ширине 66 см. хоть и 8 л.с. Тягу трактора на полном приводе не отменишь, а снегоротор для такого использования никто и не предусматривал, валяется теперь полу разобранный без дела. Подвернулся в интернете снегоротор для квадроцикла шириной 107 см. с двигателем 13 л.с.. Китай за скромные деньги - клон Bercomac, Канада. Повесил на гидроподвеску, сказка! Можно бороться с сугробами моего роста, потому что поднимается с помощью гидравлики на высоту 55 см., да высота захвата 50 см. Дальность выброса как у аэродромного "Урала". Главное, способен уничтожать снег, съехавший с крыши, даже спустя несколько дней, и никакого напряжения в руках и теле. Правда, для доведения до уровня "родителя", пришлось сразу сменить ремни на импорт, до установить электроприводы для изменения направления и дальности выброса с использованием пульта управления из кабины. Планировал еще изготовить шестерни цепной передачи которые внутри, вроде они элипсом, и поэтому шумят. Один из подшипников вала шнека разрушился, придется искать или делать, т.к. дюймовый. Но две зимы отслужил без проблем - крепкий. Однажды свернул шнек о бордюрный камень. Поправили на токарном станке, вращая в обратную сторону, усилили. Специально разобрал червячный редуктор, чтобы заглянуть в него, и зауважал китайскую индустрию. Особенно поразила точность алюминиевого литья, посадочные места под подшипники без механической обработки. Еще бы шестерни для цепи были круглые и уровень резинотехники поднять, имею в виду ремни, цены бы Китаю не было. Признаю, после изучения оказалось, шестерни не элипсом, а выломлено на половину два зуба, вот и шумит. Но это сути не меняет. Надо сказать, когда решил все же запчасти купить, был ошеломлен учтивостью и быстротой нашей и китайской сторон. Все было согласовано и доставлено до Москвы за неделю, в т.ч. подшипники, шестерни и кое-что в запас за умеренные деньги. Даже фотографии деталей перед упаковкой присылали из Китая, с целью согласования номенклатуры и количества. Поучительный пример для многих! Двигателя 13 л.с. хватает, но совершенству нет предела. Подкупил китайский KIPOR KG690, 2 цилиндра, 20 л.с. В два с лишним раза дешевле Хонды, а изделие несомненно высокотехнологичное. Ближе к зиме установлю. (Установил, но снег еще не убирал. Судя по звуку, агрегат стал энергонасыщенный.)
Одна беда, когда с этим агрегатом работаешь, снег летит всюду и оказываешься в пуховых штанах на обогреваемом коврике, сидящим в луже. Это и подтолкнуло сделать кабину. (Можно посмотреть на ютубе "Беларус-132н уборка снежных заносов"). На переломном тракторе задача непростая. Даже связывался с Бел-09, чтобы уточнить начало выпуска МТЗ-152. Надеялся дождаться, поменять и уйти от "малыша", оказалось сроки не утешительные. Не думал, что постройка кабины окажется такой трудоемкой. Все новогодние каникулы посвятил. Но прихоти дело святое, их надо удовлетворять. Сейчас всем доволен, даже заскучал. Есть правда задача, коробка шумит на холостом ходу с первого дня. Даже комплект подшипников импортных приобрел для устранения шума методом проб и ошибок. Пока лень залезать, работает ведь. Лучше двигатель поменяю, когда придет "приступ трудолюбия". Дело в том что пахал в прошлом году двухкорпусным плугом, скомплектованным на скорую руку из родного и мотоблочного, оборотного. Оказалось, на второй передаче тяжело, на первой медленно, но два корпуса пашут гораздо ровнее. Даже подготовку двигателя провел, генератор в нем оказался на 3 А. Добавил две самодельных катушки, стало 10 А, со светодиодными фарами хватит. Хотел катушки купить у Хонды, оказалось унизительно дорого. Можно и 20 А сделать но надо добавлять три магнита на маховик, чтобы стало шесть. Делать их безумно дорого. Про покупной маховик и думать боялся, за катушки просили половину цены двигателя. Потом пришел к идее поменять маховик от KIPOR KG690, ни для кого не секрет-копия хонды и подошел как родной. В нем оказалось шесть магнитов, о чем не догадывался, а узнал почти случайно, рассматривая картинки в интернете. Впал в заблуждение из-за информации на сайте продавца, якобы генератор у KIPOR KG690-10А, а в моих представлениях это связывалось с тремя магнитами на маховике. В итоге думать про электро обеспечение забыл. Четыре светодиодные фары дают сказочное освещение и никаких больше подзарядок. Можно зимой и электро коврик на кресло подключать, но с кабиной нет нужды, потому что воздушный поток охлаждения от двигателя направлен в кабину и тепла хватает с избытком, даже при частично поднятой задней двери. При отсутствии не плотностей в глушителях, (иначе можно угореть и глаза ест), получилась совершенная система отопления и вентиляции. На стеклах даже признаков запотевания нет. Летом, конечно, все двери снимаю, иначе запаришься.
Решение по гидроусилителю руля (ГУР) пришло быстро. (Видео на ютубе "Беларус-132н с гору".). Лет 20 ездил на УАЗике, редуктор рулевого похож. Купил современный рулевой механизм с ГУР. Трактор разобрал, примерил. Площадка для крепления маловата, одному из болтов крепления механизма места не хватает. Бел-09 подсказал, что стойка для крепления рулевого механизма из литьевой стали, значит можно варить. Приварил к площадке кусочек металла той же толщины, фрезернул, подготовил отверстие. На двух болтах тоже можно было, но ненадежно. Рулевое, как никак, да и усилия на сошке не шуточные. Сошка встала замечательно. Теперь, правда, ее немного перегнул, чтобы стояла идеально. Пришлось покумекать с длиной рулевого вала. Изготовил какой то переходной фланец и соединительную втулку между рулем и редуктором. Почти все совпало и собралось. Допустимое давление для ГУРа 80 атм., а после того как я подкрутил предохранитель на гидро-распределителе в системе все 200 атм. Подкрутить пришлось, потому что гидроподвеска толком не работала - не поднимала даже плуг, а особенно ящик со снегом. Один слесарь у дилера дал совет подкрутить. Я сам опасался пломбу трогать. Сейчас, когда черпанешь ящиком снег, бывает, аж передок отрывается от земли. Запитал от насоса после распределителя, наивно полагая, что 200 атм. не дойдут к ГУР, а не много, но сдросселируются. Естественно, все эти атмосферы доходят, но оказалось ГУР выдерживает. Трактор управляться стал как иномарка, однако при поворотах возникает подпор и гидроподвеска в плавающем режиме приподнимается, особенно легкая: плуг, щетка, даже копалка. Приходилось догружать балластными блинами от мотоблока МБ-1 по 20 кг. Для тяжелых работ ими же догружаю трактор, креплю на колеса к штатным грузам. Дополнительный балласт 80 кг,. к штатному 68 кг., в сумме 148 кг. делу не вредят. Теперь кабина добавилась примерно 120 кг.. (Не давно, сумел взвесил трактор на бытовых весах, оказалось с кабиной 740 кг. Развесовка почти идеальная, задняя ось легче на 70 кг.) Сейчас поменял питание ГУРа, сначала руль, потом гидро-распределитель. Гидроподвеску приподнимать перестало. Но при подъеме тяжелого снегоротора 150 кг. сразу выдавило сальник на рулевом валу ГУРа. Он со стороны слива, никто там 200 атм. не ждал. Сальник обычный автомобильный, на давление не рассчитан. Сейчас делаю новое уплотнение вала, рассчитанное на высокое давление. (Сделал, получилось.)
Особых неудобств с гидроусилителем при нажатом сцеплении, когда перестает работать насос, не возникает. Ведь рулим, когда движемся. Затруднения возникают разве что при пахоте, завершая борозду, и начиная движение назад. И то для подъема плуга, волей-неволей, останавливаешься, переходишь в нейтраль реверсом, и в этот момент можно подготовить переломом трактора на одном месте последующее движение назад. Даже с этим недостатком ГУР - одно из самых радостных событий.
Шкворневую сделал на игольчатых подшипниках от крестовины, получилось. Посмотрим со временем, какой окажется ресурс. Но пока даже при очень больших нагрузках никаких признаков износа. Зазоров не стало, потому что использую рулевые наконечники челябинского производства. Они сделаны как шаровые опоры без зазора и без регулировки. Шар охватывается упругим материалом типа полиуретана. Зазор остался только в ГУР, опоры подшипниковых узлов вала сошки при таких нагрузках проминаются роликами и возникает зазар. Буду делать новые опоры и закалю как требуется для подшипникового узла. Правда после покупки нового ГУРа все стало нормально. Видимо был все же брак. Пока понаблюдаю.
Щетку для уборки видели на ролике с кабиной, та что с автономным двигателем. Сделана, из мотоблочной китайской. Надо бы навесить и назад, чтоб иногда из углов выметать по ходу движения. (Ролик на ютубе называется "Беларус-132 со щеткой".)
Картофелекопалка вибрационная тоже от мотоблока, приводится в движение своим двигателем. Так оказалось дешевле. Уж очень кардан дорог, и с его включением утрачивается полный привод трактора. Кроме того можно почти идеально согласовать частоту вибрации и скорость движения трактора. Копалку все равно пришлось расширять, чтобы она не выходила за границы ряда, при рысканье задней части. Хотя даже без расширения, картошку почти не резало. Получился тракторный агрегат на славу. Хоть у нас картошки всего две сотки, все равно забавно и убирать весело.
Двигатель все же на тракторе сменил, работает ровно, хотя есть странность. Один из глушителей нагревается медленнее, видимо, неоднородная смесь по цилиндрам. Разберусь. Теперь стало быстро гибнуть сцепление. Недавно нашел керамические диски возможно, решу проблему. (Диски сменил, и про сцепление забыл. Даже 20 л.с., не могут его победить.) Тяга с этим мотором стала ровной и уверенной. Кстати, пахать толком двухкорпусным плугом пока не получилось. Посмотрю весной, может получиться, на больших шинах ф122, диаметром 706 мм., с челябинскими дисками. Кстати, шины такие - дефицит, еле нашел, при вялых поисках около двух лет ушло. А диски отличные, и почти не требуют доработки, немного расточил центральное отверстие. Маленькие колеса все же буксуют при такой тяговой нагрузке, даже на догруженном тракторе. Правда, на больших колесах есть опасность упасть, когда пашешь, тем более с кабиной. Центр масс стал высоко и не расставишь их, надо проставки делать и крылья снимать. Видимо, придется добывать среднего размера и расставлять. Уже приобрел замечательные китайские шины ARMOUR 6.00x12 диаметром примерно 640 мм. вместо 570 мм. Их можно расставить, и не нужны диски. Награда - тянет замечательно, и новый двухкорпусный плуг из двух Сморгонских, как пушинка. Даже не ожидал такого результата, сомневался. Теперь всем доволен, и трактор смотрится как взрослый. Эти колеса чуть шире и все стало очень гармонично. Правда, выкапывать картошку лучше на маленьких, буду искать запасные диски для них. (Повезло, уже нашел.)
Долго считал, пахать двумя корпусами на наших малышах при полноценной глубине, иллюзия от лукавого. Но это не окончательная точка зрения, по изучаю еще. Изучение завершено, результат положительный. Для двух штатных корпусов, немного перекрывающих друг друга (5 см.), обычную, даже не очень легкую почву, пашет легко, в том числе на полную глубину. А если почва не влажная, то вообще шутя. Пахать стало приятнее и ровнее. Может от скуки, немного раздвину плуги, будут полноценные 50 см. Приготовлены два подрезных диска от сеялки. Будет всплеск энтузиазма, поставлю. На импортных плугах почти всегда ставят диски, надо проверить эффект от них. По крайней мере, вести трактор по подрезанной колее, надеюсь, будет комфортнее.
Как то потребовалось подкосить бурьян в деревне вокруг дома, который принадлежал родителям. Купил косилку КТМ, не сильно порадовала. Сам принцип возвратно-поступательный достаточно сложный. Много подвижных деталей, плюс консоль с большим плечом и массой. Хотя иногда, по краям канав например, против консоли альтернативы нет. Я заготовкой сена не занимаюсь, большого опыта нет, судить сложно. Красиво работает роторная от мини трактора КМЗ-012, но ее не купить, давно не выпускают. Поэтому, присоединяюсь к чьему то мнению, надо попробовать навесить роторную, наверное от мотоблока. Однако, вычитал в инете, роторные повреждают покос и снижают урожайность трав.