Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
#1812667

День добрый!
Хотелось бы посоветоваться по вопросу одной из главных Российских бед.
Купил участок в поле. дорог как таковых нету. В некоторых местах сыпали пару лет асфальтовый отсев / гравий, а в остальных и так нормально поезжалось.
Но вот соседей прибавилось, ездить стали активней, начали строится.
И по прошолй осени дорогу убили.
Год назад в это время проезжал на пежо, а сейчас крузак на мосты садится :-(

Короче надо делать дорогу. И воде понятно что подход "просто насыпать отсева/гравия" уже не прокатит. Начали общаться с дорожными строителями. Они все выдают примерно одну и туже технологию

  1. Нарезать кюветы для отвода воды с двух сторон дороги
  2. Снять плодородный слой на 20 см.
  3. Насыпать 20 см ПГС
  4. насыпать 15-20 см чего то твердого (щебень/гравий/отсев и т.п.)

есть вариации - с использованием разых фракций гравия , укаткой, использованием вторичного материала (битый кирпич, бетон и т.п.), геотекстилем и пр.

Грунт у нас суглинок(от 0 до -30 см) /ниже глина. Местами низинки. территориально - клинский район рядом Высоковск.
Общая протяженность которую надо осилить 5 км.
В этом году хотябы половину сделать .

Теперь вопросы.

  1. Очень неохото заморачиваться со снятием верхнего слоя почвы. Можно ли этим принебречь с условием уплотнения этого самого верхнего слоя перед отсыпкой ПГС?
    озвучу свои аргументы ПРОТИВ.

    • время и деньги на эту операцию
    • дорога станет ниже (при одинаковых объемах насыпного материала) => будет хуже дренироваться => снизится несущая способность
    • искать место для складирования нескольких тыс кубов грунта
    • травянистый покров первые пару лет будет играть роль распределителя нагрузки, а потом и сама дорога окончательно спресуется.
  2. Грунт из кюветов - куда его? под полотно дороги и укатать или вывозить? Я слышал оба этих мнения, но без особго обоснования. Сам думаю если сыпать под полотно и потом укатать - то дорогу можно приподнять и это только плюс.

  3. Пирог дороги 20 см ПГС + 15 см щебень - можно ли сокращать толщину слоев до например 10 и 10 см на ровных высоких участках?

  4. Использование каких вторичных материалов НЕ желательно, а какие наоборот выгодны? Прошу дать расценки на желательные если владеете . Где брать? контакты? (можно в тему можно в личку).

  5. Если есть желающие подрядится на строительство - пишите в личку. Интересует развернутое предложение (используемая техника и ее кол-во, сроки, цена на каждую позицию по материалам и технике и т.п.). С ценами более 1,5 млн за км под ключ (при ширине 3 метра) можно не беспокоить.

PS МОДЕРАТОРАМ - если не там разместил. Прошу не сносить из Общего форума. Тут народу больше :-) Хотя бы пусть пару недель повесит тут.

1) Если траву/дерн вы уже радавили своим пижовым крузаком - то можете не заморачиваться.
Глина достаточно уплотнена и расти там ничего сто лет не будет.
2) Если у Вас болото жестокое - то лучше сверху, чтобы приподнять. Если не болото - найдите любой овраг и засыпьте. Текстиль однако нужон, равно как и посодки деревьев типа ив вдоль дороги.
3)Можно , но не нужно. "Доктор сказал в морг- значит в морг"
4) Рулит асфальт и бетонная крошка , можно красный кирпич под низ . Пено шлако и прочее - бесполезно, после зимы от них остается пыль. Сетка стальная от заборов с заливкой бетоном рулит.
Для пропуска воды- асбоцементные и стальные трубы, и толстый жесткий ПВХ- если его под бетон.
В качестве геотексттиля можете использовать полипропиленовую мешковину, ей часто пеноблоки на поддонах обматывают.
Горбыль также рулит, но по нему не погоняешь, да и лет через пять сгниет.
5) Мне-б с кем у своего пруда скооперироваться...

Спасибо DSP007.

DSP007 написал :
красный кирпич под низ

Это значит сначала кирпичный бой (скока см??) потом ПГС потом щебень или как?
Насколько слои ПГС щебень можно сократить при наличии слоя битого кирпича?

У меня просто по кирпичу есть неплохое предложение...

Нарезка кюветов для отводов воды поможет, только если есть куда организовать нормальный сток воды из этих кюветов. В противном случае - только отсыпка дорожного полотна ПГС и не 20 см, а от пол метра и с уплотнением, да и что бы это был нормальный ПГС, а не тот же суглинок. Сыпать кирпичный бой или щебень прямо на суглинок бесполезно. Насыщенный влагой суглинок грузовики со стройматериалами размесят вместе с кирпичным боем и щебенкой только так. В общем, если речь идет о более или менее нормальной грунтовой дороге, то, либо отсыпка полноценного дорожного полотна силами какого-нибудь ДРСУ, либо применение современных материалов, геотекстиль, георешетки, геосетки. В любом случае, это будут очень серьезные затраты.

Horst написал :
Нарезка кюветов для отводов воды поможет, только если есть куда организовать нормальный сток воды из этих кюветов.

Разные участки есть. Есть такие с которых можно увести воду в овраг или речушку, есть такие с которых ни куда воду не уведешь - низина.

Кюветы думаю помогут по любому - они будут работать на осушение дорожного полотна.
А вот там где низина - там тока поднимать уровень дороги и поднимать сильно.

Отсыпать полметра ПГС - нереально по деньгам.

Ну там гать нужно делать. Еще рулезный вариант для низины- плиты от домов железобетонные, правда их весной пучнением ворочить будет.
Зы- с моим "прудом" немного решается- сосед 3 камаза песка на дорогу вывалил... до сеннтября хватит

Если уровень дороги будете дамбой поднимать- не забудьте сделать водопропускные трубы через каждые 50 метров.
Если не добиваться качества автобана- дамба вполне рулит- хоро обсадить ее ивняком. Еще лучше- прямо забить в землю ивовые колы и по краям дамбы сделать "плетень" - тогда земля будет меньше размываться. Вдобавок в сырости ивовые колья имеют все шансы дать корни...

Вот у нас народ тоже говорит про трубы. Хотя я не понимаю нафига? если к примеру дорога идет посредине низины и вода ни куда по трубам перетекать не будет...
Или фишка в площади водосбора и скорости дренирования которые теоретически могут быть разными по разные стороны от дамбы и труба выровняет процесс дренирования ?? Я правильно понял?

Песок это да действительно тока до сильных дождей. Или точнее до грузовиков по сильным дождям.

Мы тоже метров 200 дороги отсыпали ПГС. как раз несколько низинок засыпали. Стало вроде как лучше на один год. Но потом такие колеи нарезали - мамадорагая!! Ну а как весь слой ПГС колея прорезала... так крузаки и стали на брюхо садится. А брюхо у них высоко.

Да , речь идет именно о разности скоростей дренирования, вполне возможно что на самом деле в Вашей низинке течет подземная речка или еще чего нибудь подобное. А весной я думаю эти низинки вообще водой заливаются и по ним и по поверхности реки текут.

Imorsh написал :
Кюветы думаю помогут по любому - они будут работать на осушение дорожного полотна.

Только если вода из них будет уходить. Если они будут наоборот, собирать воду с поля, как бы хуже не было.

Imorsh написал :
Песок это да действительно тока до сильных дождей. Или точнее до грузовиков по сильным дождям.

Что бы этого не произошли и применяется геотекстиль и георешетки.

Пока скептически отношусь к текстилю, ну а решетки дороги.

есть ли реальный опыт использования текстиля? Насколько он увеличивает несущую способность?
Насколько позволяет истончить пирог?

У него другая задача- не позволять пирогу истончиться, путем втаптывания песка и камней в грязь. Если у Вас там болото- без ограничения "проваливания" и "расползания" ( это быстро- геотекстиль, надежно- посадки кустарников и трав по обочине, одно другому не мешает)- на каждый квадратный метр придется высыпать немерено камазов песка и камней- - под весом проезжающих машин они будут утапливаться в болото.

Геотекстиль выполняет роль разделителя между глиной и песком или ПГС, предотвращая их перемешивание и вымывание песка / ПГС. Один геотекстиль не применяют. Его применяют либо с геосеткой, либо с георешеткой, либо отсыпая дорожное полотно ПГС. Конечно, георешетка удовольствие дорогое, но ее можно применять на ответственных участках, например, в низинах, где особенно важно защитить насыпной грунт от вымывания. Можно использовать геосетку - она значительно повысит несущую способность такой дороги при использовании щебня крупных и средних фракций и она дешевле. Но, повторюсь, делать новую дорогу через поле длинной 5 км что бы по ней могли ездить грузовые машины со стройматериалами удовольствие будет ОЧЕНЬ (!) дорогое. Подумайте сначала, а стоит ли связываться?

Я понимаю, что геотекстиль разделитель а не твердое дорожное покрытие.
Читал про него. Многие его советуют.
Тока после прочтения маркетинговых материалов желание его использовать не возникает.
может конечно это поблема маркетологов-писателей, а не материала.
Вот по этому и спрашиваю про реальный опыт его использования.

Вот в описании геотектиля пишут, что он сокращает затраты на дор строительство - вопрос - за счет чего?

Пишут что распределяет нагрузку - тут соглашусь действительно должен распределять. Но каков эффект? В практической плоскости?

Разделитель.... тоже вопрос а оно надо? Дорожное полотно может начать перемешиваться с глинистым основанием тока при колее, которая прорезает ВСЕ полотно. Иные процессы диффузии думаю нга несущую способность дороги не влияют.
Хотя... может влиять расползание насыпного материала из полотна дороги в стороны. но и текстиль тут не рулит - он ни чего не удержит.
А денег он стоит.

потратить тот же бюджет на асфальтовую крошку/ битый кирпич или щебень - мне кажется более грамотно.

Horst написал :
Подумайте сначала, а стоит ли связываться?

А какие варианты? Есть участок - к нему нужен проезд. Пусть в 2-3 этапа но дорогу построить надо.
Малая авиация у нас не особо развита :-)

Ну я думаю там не 100 % грязи непролазной- на "плохие участки" плиты б/у, на болотах организовать дренаж и водопропуск, на хороших участках где грунт держит - геотекстиль с песком и щебенкой прямо в колеи , а по центру пусть трава разрастается, где нет колей-пусть - так оно и будет. Спрямления рельефа не делать, тополями и кустами обсадить, чтобы воду отсасывать и грунт держать. Дорога в итоге будет не бестен, горошина кататься не будет, но осенью/весной можно будет проехать без вызова трактора. Да и не нужна к участкам хорошая дорога. Когда у нас был тупиковый проселок- все было нормуль. На наш пруд гопота солнечногорская не наведывалась и на ручей мыть машины никто не ездил, в лесу "кабанчики" не ходили , поэтому грибов было намного больше чем банок/бутылок. Участки стоили недорого вследствие чего я один из них рядом со старой дачей и прикупил.
А как построили дорогу - атас начался. "Грибников-кабанчиков" развелось- немеренно, лес вытоптан и его опушка превращена в помойку, так как мусоровозы не пущенные на свалку разгружаются в лесу. В ручье таджики и армяне набирают воду и тут же на дороге моют машины . У пруда гопота непрерывно толпится, всю ночь орет ,жжет костры, срет под забором у соседей, и берег пруда тоже превратился в помойку. Вдобавок по ней постоянно ездят "формовые" бетоновозы, "чужие" фуры и местные гонщики-отморозки- покрытие до последнего года было великолепным ( дорогу начинали строить еще ГДР овские немцы) , дорога "прямая" , разметки и знаков ограничения скорости нет, да еще и пива в палатке хоть залейся. В итоге эта "трасса" за пять лет собрала дай бог памяти... 14 трупов и 23 инвалида. Она не совсем прямая, есть коварные "слепые" S образные повороты в Бутырках, Скородумках и лесопосадках. Мы то про них знаем, а вот "неместные"- пустая прямая дорога уходит в лес, а дальше при встрече с выезжающей из-за поворота фурой пути только два - или под фуру или через кювет в дерево. То же самрое и в деревне - вылетев из -за поворота на бетоновоз пути три- или прямо под него или через ограждение в пруд многометровой глубины или в овраг.

Так что лучшее => враг хорошего. Не делайте дорогу идеальной....

DSP007 написал :
Глина достаточно уплотнена и расти там ничего сто лет не будет.

мне кажется, что чем больше там будет расти, тем крепче будет дорога

наймите трактор сделать канавы, землю на дорогу
потом скиньтесь и купите грузовик - старый ЗИЛ за 50тыс рублей - на нем насобирайте и привозите старые покрышки (думаю, что при желании можно найти места, где покрышек горы - в таксопарках, шиномонтажах, свалках и т.д.) и вкопайте их

Да уж нет дороги - плохо. Есть тоже не гуд :-(
Но у нас надеюсь такого не будет. Водоемов нету. За нашим полем лес в лесу охотохозяйство. Так что тока грибники и охотники проезжают или проходят. Эта публика резко не увеличится да и отсутсвие дороги и ее качество ее не сильно беспокоит.

СергейЕ, а зачем зил то покупать? если чего привезти то можно и нанять. Тока не понятно зачем покрышки? Их вкапывать сбоку от дороги для удержания от расползания в стороны или как?

Трава, дерн прекрасно увеличивают несущую способность. Пока колесо не прорезало слой дерна. По распутице в низинках его может прорезать легковушка. А на уплотненном грунте если легковушка не прорезала - прорежет грузовик. Так что без отсыпки - ни как. Это трех летний опыт.

Я об этом и писал в первом сообщении- год назад на 9 мая проезжал на пежо. на это 9 мая крузак посадил на брюхо причем в месте которое 2 года назад было отсыпано ПГС

Imorsh написал :
Вот по этому и спрашиваю про реальный опыт его использования.

Реальный опыт положительный - работает

Imorsh написал :
Вот в описании геотектиля пишут, что он сокращает затраты на дор строительство - вопрос - за счет чего?

За счет существенной экономии на инертных материалах - можно меньше отсыпать песка/ПГС

Imorsh написал :
Пишут что распределяет нагрузку - тут соглашусь действительно должен распределять. Но каков эффект? В практической плоскости?

Я бы не принимал во внимание это распределение. Распределение нагрузки будет тем больше, чем толще будет слой отсыпки дорожного полотна непучинистыми материалами (до известного предела, конечно).

Imorsh написал :
Хотя... может влиять расползание насыпного материала из полотна дороги в стороны. но и текстиль тут не рулит - он ни чего не удержит.

Рулит еще как, если как и положено "заворачивать" края геотекстиля на слой отсыпки. Посмотрите, в интернете полно фотографий как применяется геотекстиль в дорожном строительстве.

Imorsh написал :
потратить тот же бюджет на асфальтовую крошку/ битый кирпич или щебень - мне кажется более грамотно.

не уверен..., ну только если их очень много ...
Вообще, я тоже думал примерно так же, пока сам не попробовал.
Но, конечно, нужно еще учитывать конкретные условия и насколько много будет ездить грузовиков со стройматериалами.

2Horst если есть реальный опыт - поделитесь пожалуйста!
В чем выражается "работает"? меньше сыпать это НА сколько меньше? Вот мне дорожники предлагают 20 ПГС + 20 щебень. На сколько можно сократить и какой слой?
Число машин к проезду не велико участков меньше сотни.

Horst написал :
ну только если их очень много ...

кого ИХ?????

Я просто прикинул дорога шириной 3 метра шириной * 5 км * 90 руб за погонный метр геотекстиля получается 450 тыр
если еще укутывать обочину еще множим на 1,5 уже 675 тыр
на эту сумму я могу купить 140 8 кубовых камазов битого кирпича или 1125 кубов при цене 600 руб куб с доставкой.

Что может дать 1тыс кубов битого кирпича я примерно себе представляю.
При очень грубом расчете можно засыпать 2,5 км дороги слоем 15 см. Это уже достаточно серьезно.

А в сравнении с геотекстилем - тряпочкой еще серьезнее.

Во первых 3 метра дороги недостаточно. Будете ездить впритирку, а ежели еще и грузовик настречу- вообще ползти обратно. Вдобавок из этих 3 км вам реально с геотекстилем , трубами и ПГС надо "сделать" 30 метров самых непролазных болот , а остальное - и "тяп-ляп " сойдет.

Imorsh написал :
СергейЕ, а зачем зил то покупать? если чего привезти то можно и нанять

покрышки объемные, возить много из разных мест - нанимать выйдет гораздо дороже

Imorsh написал :
Их вкапывать сбоку от дороги для удержания от расползания в стороны или как?

Их надо вкапывать на самой дороге (внутрь плотно забивать грунтом) - распределяют нагрузку от колес, препятствуют размыванию грунта

геотекстиль хорош тем, что препятствует заиливанию грунта (привезенной Вами ПГС и т.д.), следовательно препятствует ухудшению дренажа, следовательно уменьшает влажность и морозное пучение грунта=продливает срок службы полотна; а так думаете - зачем этот ПГС нужен ? для дренажа

Я не специалист в дорожном строительстве, просто решал для себя похожую задачу - строительство дороги через бывшее поле, правда значительно короче. Соответственно, я не могу сказать какой конкретно минимальной толщиной может быть отсыпка. Но, ИМХО, то, что вам предлагают дорожники - фигня, деньги на ветер. Вы просто возьмите линейку и представьте себе, что такое 20 см ПГС ... ему просто не хватит толщины, что бы распределить полностью нагрузку от колес машины. А представьте, пройдет груженый Камаз...
Щебенка будет вдавливаться в ПГС, ПГС и щебенка будут перемешиваться с глиной...
Именно поэтому при строительстве грунтовых дорог традиционным способом и делают насыпь, а не потому, что делать людям нечего. При этом надо учитывать, что полотно должно еще набрать определенную плотность, "отлежаться" или уплотнятся послойно по мере отсыпки. И все равно, если по грунтовке начинает регулярно ходить строительная техника - дорога разбивается.

Теперь о том, что в итоге получилось.
Первоначально местные дорожники дали предложение на отсыпку полотна ПГС высотой 0,8 м с щебенкой. В целом это было правильное предложение, все дороги в округе устроены подобным образом. Но я отказался по следующим соображениям: 1) - ОЧЕНЬ дорого; 2) - не решается проблема с разворотом транспорта; 3) сохраняется риск разбить полотно в дождливый период, т.к. оно будет еще набирать прочность достаточно долго.
В результате собственных изысканий и консультаций с разными специалистами было принято решение рискнуть и опробовать новые технологии, хотя сомнения были. В итоге на подровненный бульдозером грунт был настелен геотекстиль, геосетка и отсыпано примерно от 15 до 20 см крупного щебня. В результате, как ни странно, получилась дорога по которой нормально передвигались 8 кубовые миксеры с бетоном.

DSP007 написал :
Во первых 3 метра дороги недостаточно. Будете ездить впритирку, а ежели еще и грузовик настречу- вообще ползти обратно. Вдобавок из этих 3 км вам реально с геотекстилем , трубами и ПГС надо "сделать" 30 метров самых непролазных болот , а остальное - и "тяп-ляп " сойдет.

Полностью согласен. Начинать нужно с самых проблемных мест.

Imorsh написал :
Я просто прикинул дорога шириной 3 метра шириной * 5 км * 90 руб за погонный метр геотекстиля получается 450 тыр
если еще укутывать обочину еще множим на 1,5 уже 675 тыр

Если вы единственный инвестор этой дороги, вам можно только посочувствовать...

Регистрация: 13.07.2008 Витебск Сообщений: 2047

2Imorsh
у нас решается так
сначала на дорогу насыпается кустарник и мелкие деревья
потом всё остальное- всё что есть
советую найти кого в строй организации
будет грамотно и с меньшими потерями и затратами
в витебске б помог
ищи мастера или прораба дорожной части стройорганизации

Horst написал :
Если вы единственный инвестор этой дороги, вам можно только посочувствовать

Ну если бы был единственным - просто купил бы Урал или шишигу :-) И наличие дороги уже не принципиально :-) Хотя народу не много и суммы на одного человека набегают тоже не малые.

Horst написал :
представьте себе, что такое 20 см ПГС ... ему просто не хватит толщины, что бы распределить полностью нагрузку от колес машины

ПГС ни чего не распределяет - он тока для дренажа полотна. Распределяет нагрузку щебень ну или плиты.
2Horst Какие материалы использовали? Производитель / "модель" / плотность и т.п. ?

Horst написал :
В результате, как ни странно, получилась дорога по которой нормально передвигались 8 кубовые миксеры с бетоном.

В какую погоду? В октябре 2009 ездили? Просто если посуху так и у нас нормуль проехать. Думаю уже в эти выходные может и не застряну :-) Ну а в июне и КАМАЗы поедут.

DSP007 написал :
3 метра дороги недостаточно. Будете ездить впритирку,

3 метра - нормуль. Обочины и разъездные карманы рулят. 3 метра твердое покрытие. По дороге на дачу к теще (кстати почти ваши края - за Солнечнегорском - Головково) есть участок такой дороги - метров 800 + 5 карманов + есть места где можно и так на обочину съехать. По дороге проезжают дачники с ~ 1000 обжитых дачных участков (несколько садовых товариществ). Ни разу ни пятился ни куда. В крайнем случае съехал на обочину и подождал пока мимо тебя КАМАЗ проедет.
2lex2202 Идея с кустарником ясна и понятна. Тока не уверен что найдем его - дорога то в поле.

Ну значит карманы надо делать. В любом случае -задумайтесь чтобы потом не переделывать...

Вам еще бы вокруг дороги надо живую полосу из кустарника или тополей сделать, чтобы нижележащий грунт от расползания корнями закрепить. Опять же, зимой снег сугробами наметать меньше будет. В сыром месте это нетрудно- весной забил палку- летом выросло дерево... Моисей в наших краях отдыхает.

Да наверно по краям кювета высадим березок. Их у нас очень много. поле было под покосом, а сейчас сеянцы березы за два года уже высотой 1-2 метра!

Imorsh написал :
ПГС ни чего не распределяет - он тока для дренажа полотна. Распределяет нагрузку щебень ну или плиты.

На распределение работают все слои дорожного полотна. Плиты отдельная тема.

Imorsh написал :
В какую погоду? В октябре 2009 ездили? Просто если посуху так и у нас нормуль проехать. Думаю уже в эти выходные может и не застряну :-) Ну а в июне и КАМАЗы поедут.

Именно на осень пришлись все перевозки.
Производитель - Славросгеосинтетика, марки и плотность сейчас не помню, надо поискать бумаги.

2Imorsh Незаслуженно забытый дедовский способ строительства дороги. Проверен на практике неоднократно. Отсыпать дорогу шлаком, т.е. сожженым в котельной углём. Для экономии средств можно сыпать прямо на грунт. Толщина слоя - по факту. Шлак будет укатываться, возможно проседать где-то - надо подсыпать периодически. В результате получится прекрасная дорога на которой никогда не будет держаться вода, будет уходить. Дёшево и сердито. Осталось найни котельные, которые работают на угле и организовать вывоз шлака.