Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
#6702088

На протяжении продолжительного времени в эксплуатации выходили из строя контроллеры холодильных шкафов.
Не то что бы внезапно и все разом - просто приходит время и не включается компрессор.
Лечили банальной заменой термостата, ~2000 в Митино продаются.
После замены третьего любопытство взяло верх - что же там ломается? Индикатор компрессора горит, но сам компрессор не включается.
Для начала выпаяла реле:

и срезала крышечку корпуса.
Теперь, позырив что внутри, - на следующих реле бормашинкой пробурила отверстие точно в месте контактов.

Зачистить контакты, и заклеить отверстие - и весь ремонт.

Разумеется, возможны и другие неисправности, но статистически именно неконтакт или залипшее реле наиболее частая причина.

Да, это я.

Одно очень важное дополнение - необходимо проверять подпружиненость подвижного контакта -в одном реле у меня оказалось очень мизерное усилие прижима, контакт отсутствавал по причине нагара и не было прижима. Пластина подвижного контакта упирается в сердечник соленоида.
Короче, надо после чистки еще и подогнуть.

Да, это я.

Контроллер Danfoss EKC 101

На сей раз залипают контакты, не так что бы постоянно - но раз в неделю-две продукты оказываются замороженными (хол. Поларис). Холодильнику 14 лет.
Легкий щелчок по контроллеру возвращает его к нормальной работе. На неделю.
Диагноз - происходит легкое сваривание контактов при замыкании вследствии малой площади контакта.
Вскрытие на сей раз пришлось проводить не по Шору, а по Мадонне. То есть не полностью, а весьма точечно. Потому что второго такого реле у меня нет, да и паять лишний раз неохота.
После шлифовки и регулировки контактов вскрытый участок, как всегда, закрывается алюминиевым скотчем.
И контроллер возвращается в строй, еще пятнашку надеюсь отмотает.

Да, это я.

Так корпус разве сложно вскрыть ? Шлифовать через отверстие...

Регистрация: 16.01.2016 Екатеринбург Сообщений: 8344

Не ремонт а видимость. Накрошить в реле пластиковой стружки для реле не полезно. Чем зачищали контакты тоже непонятно, может уже от них ничего и не осталось.

SergeyE написал:
Так корпус разве сложно вскрыть ?

Невозможно.
Теоретически можно выпаять, но платы двухсторонние и "выбить" припой из пространства между ножкой и оболочкой весьма проблематично, вакуумным отсосом не получается, реле плотно прижато, косичка не достает, то есть без разрушения реле выпаять его очень непросто.
Замена, однозначно. Если в соседнем сельпо найдется такое же.
Да и смысла менять реле нет - оно рабочее, только контакты подгорают.
Я рассказала про простой и эффективный способ восстановления работоспособности контроллеров. Есть и другие способы, например замена контроллера (2500р) или реле (если удастся такое найти).

strider1978 написал:
Накрошить в реле пластиковой стружки для реле не полезно.

А никто и не крошит, если ручки прямые и голова на месте. При сверлении сверло не проходит насквозь, а отсверленная часть удаляется без крошек и пыли с помощью глазного скальпеля. Или делается не-сквозной надрез и дальше масюсенькими кусачками вырезается часть корпуса для доступа к контактам.

strider1978 написал:
Чем зачищали контакты тоже непонятно, может уже от них ничего и не осталось.

Видно все прекрасно, там плюшки контактов о-го-го, на пусковой ток рассчитаны все-таки.
После зачистки конечно продувается все сжатым воздухом.
Есть еще опасность отжига пружинных пластин контактов при сильном разогреве при плохом контакте - тогда только замена.
Так же может быть еще тысяча причин неисправности контроллера, я могу рассказать и о них, но для их устранения начального уровня мастерства будет уже не достаточно.

Да, это я.

strider1978 написал:
Чем зачищали контакты тоже непонятно, может уже от них ничего и не осталось.

надеюсь, не наждачкой.
Удобно - простой металлической (без абразива) пилкой для ногтей, тк надфиль слишком толстый.

Контакты реле на моторах компрессоров дохнут и в момент замыкания (пусковой ток) так и в момент размыкания (индуктивность).
В технике известны способы, которые помогают отсрочить гибель.

BV написал:
пилкой для ногтей,

Именно она. Интересно, а чем плох абразив в виде алмазной крошки?

Да, это я.

MADONNA написал:

BV написал:
пилкой для ногтей,

Именно она. Интересно, а чем плох абразив в виде алмазной крошки?

MADONNA, частицы абразива могут остаться на контакте и потом в этом месте кратер.
Это общее правило для подобных деяний.
А насколько сильно с конкретной пилки сыпятся алмазы - я не в курсе.

MADONNA написал:
Есть еще опасность отжига пружинных пластин контактов при сильном разогреве при плохом контакте - тогда только замена.

Как вариант - привести реле хоть немного в порядок,
и добавить контактор (с управлением от этого реле) с контактами помощнее где-то там ....
Контактор потом, уж если вдруг сдохнет - заменить проще.
Можно и модульный - они потише работают

BV написал:
и добавить контактор

Или убрать реле и поставить симистор.
Спасибо за подсказку.
По размеру подходит.

Да, это я.

MADONNA написал:

BV написал:
и добавить контактор

Или убрать реле и поставить симистор.
Спасибо за подсказку.
По размеру подходит.

MADONNA, Симистор надо брать с весьма большим напряжением.
И даже такой прикажет долго жить, если не предусматривать его защиту от выбросов напряжения при размыкании (гугл в помощь) - не забывайте про индуктивность компрессора.
Хотя именно симистор может и откроется от всплеска, и закроется при переходе через ноль.... честно - не помню, пробиваются они или просто открываются.

Ну в общем насчет смерти я не прав (попутал с высоковольтными транзисторными ключами), при импульсе они просто включаются, не пробиваются, но от греха - хотя бы RC цепочку в параллель

BV, Если бы такая проблема существовала - то штатная схема управления двигателем посредством тиристора включала бы защиту от индуктивных токов (напряжений).

Да, это я.

Регистрация: 16.01.2016 Екатеринбург Сообщений: 8344

MADONNA написал:
Теоретически можно выпаять, но платы двухсторонние и "выбить" припой из пространства между ножкой и оболочкой весьма проблематично, вакуумным отсосом не получается, реле плотно прижато, косичка не достает, то есть без разрушения реле выпаять его очень непросто.

Демонтажный паяльник придумали почти сразу после обычного электрического.

MADONNA написал:
При сверлении сверло не проходит насквозь, а отсверленная часть удаляется без крошек и пыли с помощью глазного скальпеля. Или делается не-сквозной надрез и дальше масюсенькими кусачками вырезается часть корпуса для доступа к контактам.

А не проще пластик резать тем-же паяльником-выжигателем-терморезаком?

strider1978 написал:
Демонтажный паяльник придумали

Не знаю, что это такое.
В большинстве случаев можно обойтись без демонтажа, зачем он?

strider1978 написал:
А не проще пластик резать тем-же паяльником-выжигателем-терморезаком?

Контакты очень близко к крышке, расплавленная пластмасса по резу может касаться.
Но можно и так - а в чем разница?
Я показала способ ремонта контактов реле без демонтажа, кому не нравится - может предложить свой. С описанием и фотографиями.

Да, это я.

Регистрация: 16.01.2016 Екатеринбург Сообщений: 8344

Если Вам такую работу оплачивают, и, если что, не будут потом искать с фонарями - пожалуйста.

Ремонт посредством замены узлов и блоков придуман не зря, он экономит время на простое оборудования. Менять элементы на платах - если на чём-то древнем, чего больше не делают или стоит оно как современный игровой ноутбук. Но ремонт реле за 150 рублей?

strider1978 написал:
ремонт реле за 150 рублей?

Да, без демонтажа.

strider1978 написал:
Ремонт посредством замены узлов и блоков придуман не зря,

Это следствие политэкономических законов развития общества.
Квалификация стоит денег, а замена блоков не требует квалификации.
Соответственно, и оплата труда - при классическом капитализме рабочий должен получать ровно столько, сколько нужно для воспроизводства рабочей силы. Поскольку речь не идет о расширенном воспроизводстве - то минимальные издержки будут при тупой необразованной рабсиле.

strider1978 написал:
он экономит время на простое оборудования

Это весьма распространенное заблуждение, оно имеет некоторое отношение к сервисным службам (отчасти потому что там просто некому работать - учиться то никто не хочет/не имеет возможности), ну придет такой Шамшот, тыком поменяет пару блоков.
Зак оплатит (недешевые) блоки и включит издержки в стоимость своего процесса, а ты придешь в магазин - и удивишься, что колбаса опять подорожала.
А что касается времени - если ты можешь устранить неисправность на месте без замены блока (путем восстановления работоспособности неисправного), то экономией и не пахнет.
1.Приехал-продиагностировал неисправность-уехал за новым блоком-приехал-установил.
2.Приехал-продиагностировал-восстановил-установил.
какой путь короче? Это еще с учетом, что оборудование ломается не только в крупных городах, я уже говорила, что например в нашем сельпо не всегда вовремя завозят реле к контроллерам 15-летнего возраста.

strider1978 написал:
Если Вам такую работу оплачивают,

Я пишу исключительно с позиций любителя-самоделкина.

Да, это я.

Вот засада!
Етс 961а-02 выдает ошибку AHi.
Расшифровка - AH1 - авария верхнего предела ( отн. к датчику регул. 1 ).
Датчик поменяла - без результата

Что делать?
Контроллер новый, может заводской брак?
В настройках все параметры заводские, на всякий случай перезагрузила назад к заводским.

Да, это я.

strider1978,
Прошло три года - все таки решила заменить, повторная чистка контактов до добра не довела, пару раз приваривались и не размыкались сами, холодильник уходил в глубокий холод.

Да, это я.

Мои холодильники не дают мне скучать !
Молния была такая устойчивая и слаботочная - что не сработал ни автомат линии 16А, ни вводной 25А

Буфетчица увидела вспышки, удивилась, наверное даже перестала трепаться по телефону - и вытащила шнур из розетки.

Да, это я.

По идее надо варистор на входе ставить

Варистор тут не помог бы.
Дуга в данном случае возникла из-за очень близкого расположения проводов 220
В разделе скучной электрики https://mastergrad.com/forums/t321356-malyy-tok-kz-v-dome/ я пытаюсь развить эту тему, но там к сожалению пока нет достойных собеседников.

Да, это я.

MADONNA написал:
Варистор тут не помог бы.
Дуга в данном случае возникла из-за очень близкого расположения проводов 220
В разделе скучной электрики https://mastergrad.com/forums/t321356-malyy-tok-kz-v-dome/ я пытаюсь развить эту тему, но там к сожалению пока нет достойных собеседников.

MADONNA,
Почему же столько лет дуги не было ? Как раз из-за того, что пробой пошел не по 220В, а при высоковольтных всплеске (наводки от молнии, какого-нибудь искрения в сети и т.д.). Поэтому все бытовые приборы с изоляцией вроде бы на 220В должны тестироваться и на 2500В. Чем больше загасить таких всплесков, тем меньше шансов что пробьет там где 220В держит уверенно, а вот больше - не факт.

SergeyE,

Почему же столько лет дуги не было ?

Хороший вопрос.
Есть в философии такое понятие «последняя капля».
Это не 100000 вольт и не ядерная вспышка - а некий микроскопический фактор, в совокупности с другими приводящий к фееричным процессам.
Что было последней каплей в данном случае?
В предраз (в другой моей кафешке) буквально взорвалась протирочная машина - там было 3 фазы и эффект реально был ощутимый.
Там забрел таракан и стал причиной разряда, который в свою очередь утащил за собой и пыль и все культурные артефакты, что сопутствуют готовке пищи. «Питательная среда» для разряда стала «топливом» для дуги, зона полного разрушения была в виде сферы диаметром 10см, внутри котрой буквально все выгорело и горела дуги наверное минуту, ну может немного меньше.
В другой раз я предположила статическую пыль - она любит места на электронных платах.
В данном случае тараканов вроде нет, хотя при такой дуге врят-ли что осталось-бы, но тараканам сопутствуют их «следы» в виде экскрементов. Тут все чисто. Может первопроходец.
Вода исключена.
Значит или скопившаяся пыль+ деградация пластика+ температура платы+ деформация проводников ну и девки рядом в этот момент что-то делали, кто-ж признается теперь.
Факт в том, что это был не один разряд или хлопок - а последовательные несколько вспышек и щелчков/хлопков сопровождавшиеся ярким свечением.

Да, это я.