AKI написал: Шум у вентилятора для С/У - акустический (воздушный). Создается за счет движения воздуха и неидеальной геометрии лопаток, крепления и корпуса.
Справедливо для нового изделия.... Добавлю еще балансировку ротора и лопаток - даже в новых, когда выбираешь из десятка.... иногда можно найти приличный экземпляр с вибрацией поменьше. (Как-то было дело - тепловентилятор так выбирал....)
AKI написал: Гул (вибрация) двигателя даже в самых раздолбанных подшипниках будет ничтожно мал на фоне шума лопаток.
Вот не соглашусь.... Подуставший вентилятор верещит как соловей - вал и втулка снашиваются и даже новая смазка не помогает. Известно еще с древних времен печки на жигулях :) И даже если шариковый подшипник так себе, то замена на него кардинально улучшает ситуацию. Еще такой момент - подшипник скольжения через несколько лет начинает тупо клинить, и особенно, если есть несколько скоростей - вент может не запуститься и просто сгорит. Подобный случай где-то описан на форуме - у человека выгорел паркет в кабинете на работе, после того как вентилятор стек на пол... Даже с плохим шариковым такая история практически невозможна - пусть будет шум, но клинить на малом моменте не будет. Я думаю, многим известно со школьной скамьи, что трение качения меньше трения скольжения.