Добрый день,друзья.Суть проблемы следующая - при пайке фитинг садится на насадку как надо,с небольшим сопротивлением, а труба заходит очень туго. В полном смысле слова,я парень неслабый и еле насаживаю её на насадку,да и то через раз.
Далее подробности - труба valtec, армированная стекловолокном,паяльник - valtec. Размечаю трубу по инструкции - 17мм(15 мм глубина муфты + 2мм). Температуру выставляю 260 град,держу 5 секунд,после того как надел. При всех этим манипуляциях постоянно заужается канал в трубе.Торец расплавлен,это видно сразу как снял с паяльника...Хотя этот нюанс устраняется,если погружать трубу в насадку на 15мм.
Теперь что делал и не помогло: увеличивал температуру до 280 - нет эффекта.Купил новые насадки - тоже самое.Пробовал трубы фирма pro aqua армированные стекловолокном и неармированные - еще хуже.
В общем,толи лыжи не едут,толи я,хм, не догоняю)))
strider1978 написал:
А армирование при этом Вы на 2 мм срезаете спец. инструментом?
strider1978, нет, не срезаю. Насколько мне известно, только трубы,армированные алюминием,нужно зачищать. Да и с неармированной трубой история такая же...
Труба вставляется в нагретую насадку с трудом у всех (если только она не левая). Но это не значит, что ее надо вдавливать что есть силы. Она входит по мере нагрева. Поэтому я сначала вставляю ее и чуть позже (1-2 сек) - надеваю на насадку фитинг. Время паузы подбираю так, чтоб они вошли-наделись одновременно. При соединении трубы и фитинга тоже не надо сильно их давить и крутить.
POMOR, а отсчет начинаешь тогда,когда труба нагрелась? ведь,получается,конец трубы нагревается дольше всего,а место,грубо говоря "где риска" нагревается меньше всех.
А как размечаешь трубу 20ю, на сколько заводишь в насадку? Может в моем случае 17мм это много и конец плавится не от времени нагрева,а просто потому что уже упирается торцом в насадку?
alibumaye написал: POMOR, а отсчет начинаешь тогда,когда труба нагрелась? ведь,получается,конец трубы нагревается дольше всего,а место,грубо говоря "где риска" нагревается меньше всех.
А как размечаешь трубу 20ю, на сколько заводишь в насадку? Может в моем случае 17мм это много и конец плавится не от времени нагрева,а просто потому что уже упирается торцом в насадку?
alibumaye, когда полностью насадил фитинг и вставил трубу начинаю отсчет. Лучше не вставить до конца 1-2 мм, чем протолкнуть дальше и получить заужение. На днях "мастер" от ТСЖ менял стояк на полипропилен. Говорит, несколько лет этим занимается. Это ужас... Ни одного прямого соединения, все криво, где-то вставил много, где-то не до конца. Ни одной одинаковой пайки. От паяльника шел дымище. Одно успокаивает - полипропилен прощает многие ошибки.
POMOR, спасибо,прояснил ситуацию. На мастера из ТСЖ не хочу быть похожим,хочу разбираться)
Наверное еще не стоит доверять терморегулятору на паяльнике,а контролировать температуру насадки термопарой
Тоже размечаю на 15. У каждого производителя качество полипропилена своё... Всегда заказывал из интернет-магазина трубы и фитинги "калде"... А тут недавно клиент сам купил из Леруа. Вообще атас... Леруановские эти 15 мм "проходили" за пару секунд, при том , что "калдевские" 5-6 секунд... Приходилось на паяльник сначала насаживать "К", а потом "Л", чтобы не было наплывов...
sergei3k, Ну тогда просвети новичка,у меня тут дилемма.Глубина насадки 20й ровно 15мм,тютелька в тютельку.Получается больше чем 14мм трубы не нагреть,иначе заплавится конец.Глубина фитинга 15 мм,тоже ровно.Получается труба в фитинг вставляется не до упора.И че делать?
Ну,я могу и на 15мм разметить трубу,просто риску не утапливать особо,тут не суть.
Получается,что нельзя вставить трубу в фитинг до упора и не заузить канал.или одно или другое.
Если вставить трубу в насадку до упора 15мм,то,перед состыковкой будет видно,что торец уже оплавлен.
alibumaye - вы сделали все правильно, без ошибок. Проблема в данном случае не в вас.
У каждого производителя полипропиленовых систем свой поставщик сырья. Если раструб фитинга прогревается, а труба нет - это признак того, что труба и фитинг сделаны из разного сырья (имеющего соответственно разные параметры). Это может указывать на то, что свариваемые детали, хотя они и под одним брендом, могли быть получены от разных производителей, либо напротив, не была выдержана технология производства. Но в любом случае это не есть хорошо.
В0д0пр0в0дчик написал:
Лучше поэкспериментировать с разной температурой (испортить десяток, другой уголков - они дешевые...)
Извините - не верный совет. Если перегревать детали, материал "стеклуется", теряя способность к связыванию. Если недогреть - количество молекулярных связей в соединении очень сильно сократится. Соединение, как и в случае с перегревом будет ненадежно. Номинальная температура сваривания полипропилена 260 +-10 градусов Цельсия.
sergei3k написал:
За 5-6 секунд (по инструкции к паяльнику) труба (фитинг) входят в паяльник до упора (по 15 мм риску). Далее соединяю... Об 1 мм при этом мыслей нет...
Будет даже правильнее, если на 1 мм до этих самых 15 недовставите трубу и фитинг в насадку. Тогда точно не получите заужение в месте сварки.
POMOR написал:
По инструкции к паяльнику вроде надо начинать отсчет после установки трубы и фитинга до упора. Или не у каждого паяльника так?
По сути Вы правы, однако следует все-таки более ориентироваться на инструкции производителей полипропилена. Изготовители сварочных аппаратов дают только общие, универсальные рекомендации. Производитель гаечного ключа ведь не может в своей инструкции указать, с каким моментом затягивать головку блока цилиндров на "Запорожце" и на "Мерседесе"? В данном случае следует смотреть рекомендации по каждому автомобилю.
alibumaye написал:
Красного цвета армирующие слой в торце заплывает и смазывается.
Качественный полипропилен не будет дымиться, не будет течь, даже если его перегреть. Не будет он и выделять запах.
А то, что слой красный - еще не означает, что он армированный. Его просто покрасили в красный цвет, чтобы вы заметили и купили.
Ekoplastik, спасибо за развернутый ответ!
На настоящий момент волнительных вопросов у меня всего два)
Первый - нужно ли вставлять трубу и фитинг до упора в паяльник? У меня труба оплавляется в торце,если вставить дальше метки 15мм,и канал заужается. А если фитинг вставить не до касания торцов края насадки,может не нагрется стыковочный буртик внутри фитинга?
Второй - важно ли,чтобы конец трубы,вставленной в фитинг,касался этого буртика? Или допускается небольшая "канавка" между ними?
alibumaye написал:
Первый - нужно ли вставлять трубу и фитинг до упора в паяльник? У меня труба оплавляется в торце,если вставить дальше метки 15мм,и канал заужается.
Как минимум, смените насадки, в случае, если у Вас такие, которые предназначены для оплавления торцов труб (для труб с алюминием посредине трубы). Нормальные трубы незачем оплавлять с торца. С нормальными насадками можно вставлять трубу и фитинг пока не почувствуете упор. Но без фанатизма. Во время нагрева следует лишь придерживать трубу и фитинг на насадке, (поскольку линейное расширение выталкивает их с насадки) но не следует пытаться прижимать трубу и фитинг по мере разогрева.
alibumaye написал:
Второй - важно ли,чтобы конец трубы,вставленной в фитинг,касался этого буртика? Или допускается небольшая "канавка" между ними?
Лучше если будет небольшая канавка. Это допускается (кроме труб с алюминием в толще трубы - мы такие не производим принципиально). Пока опыта в сваривании нет - лучше отмечать на трубе риску, чтобы знать на какую глубину погружать ее в насадку. Не стоит пытаться загнать трубу в насадку по риску. Хороший результат будет, когда от края насадки до риски будет оставаться еще примерно 1-2 мм (в зависимости от диаметра).
Подскажите, пожалуйста, допускается ли свободное захождение насадки паяльника в фитинг без сопротивления. У меня на холодную насадку фитинги легко надеваются и снимаются с небольшим сопротивлением, а некоторые фитинги вообще свободно надеваются (оказывая лишь небольшое трение лишь на последних 2...3 миллиметрах до полной вставки). Спасибо!
Господа, нарисовался вопрос.
Сегодня паял 2 соединения - труба ППР20 Fv-plast Fazer Hot и редукционный уголок ППР20/25. Все делал канонично - символическая фаска на внешнем торце трубы, обезжиривание трубы и уголка ацетоном, нагрев паяльника до 260 (по шкале паяльника) градусов, 6-7 секунд прогрева после полного надевания деталей на насадки, риска на трубе на расстоянии 15 мм от торца, надевание на паяльник и соединение деталей друг с другом без покачивания и покручивания. Эти узлы будут часть трасс ГВС и ХВС на смеситель ванной.
В обоих случаях внутри получились заплавления - 1-2 мм, но не те "куриные жопки", которыми пугают.
Второй стык визуально выглядит почти идеально.
А вот первая пайка поставила в тупик: между валиками на трубе и на уголке отчетливо виднеется щель (зазор, пространство, пустота - называйте как хотите)
Напомню - после стыковки трубы и уголка держал их неподвижно, не крутил, не качал.
Этот узел наверняка в мусорку, хотя это и затормозит меня (редукционных уголков по близости нет, придется ехать в Москву), но хочется понять - что я сделал не так? Как вообще может получиться такое неприлегание одной детали к другой, ведь соприкасающие поверхности у них нагреты до мягкости и даже если после стыковки начать их крутить и гнуть, все равно снаружи они "слипнутся"?
Вы имеете в виду, что вставил трубу в уголок, на трубе и уголке скатались валики, а потом приотпустил и труба со своим валиком как бы вытолкнулась из уголка (например, за счет упругости внутренних валиков)?
Mazayac написал:
Не до конца вставили или отклонили от оси в процессе соединения
Все возможно, но это ИМХО наименее из возможного - внутри образовались небольшие заужения, то есть не до конца вряд ли вставил, скорее воткнул даже чуть глубже требуемого, а насчет отклонения от оси - целенаправленно следил за тем, чтобы не крутить и не гнуть.
Но в любом случае это значимых косяк, а не просто декоративный, и такое соединение оставлять нельзя и нужно перепаивать?
ulfdalir написал:
хочется понять - что я сделал не так?
Для начала пилите по шву и смотрите как оно в разрезе.
ulfdalir написал:
нагрев паяльника до 260 (по шкале паяльника) градусов, 6-7 секунд прогрева после полного надевания деталей на насадки
Возмоно и передержали, если натягивали на паяльник долго.
ulfdalir написал:
В обоих случаях внутри получились заплавления - 1-2 мм, но не те "куриные жопки", которыми пугают.
Это уже плохо, такого быть не должно. Вероятно перегреваете и сильно глубоко утапливаете трубу.
ulfdalir написал:
А вот первая пайка поставила в тупик: между валиками на трубе и на уголке отчетливо виднеется щель (зазор, пространство, пустота - называйте как хотите)
Думается что пихали друг в друга не соосно перегретые элементы (точнее сначало было соосно, судя по валику, а потом похоже сбились в пути, как раз удобно отгибать фитинг за поворот).
ser000 написал:
Возмоно и передержали, если натягивали на паяльник долго.
У меня такой алгоритм:
-одновременно надеваю муфту(уголок) и вставляют трубу в насадки, без проворачивания, без фанатичного усилия. На полное надевание уходит секунды 4 наверное (плюс-минус секунда, точно не замерял)
-отсчитываю время нагрева - внятно и отчетливо проговариваю словами "1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1006, 1007" - получается как раз 6-7 секунд.
ser000 написал:
Думается что пихали друг в друга не соосно перегретые элементы (точнее сначало было соосно, судя по валику, а потом похоже сбились в пути, как раз удобно отгибать фитинг за поворот).
Стараюсь делать как обучающих и "обучающих" роликах - вставил, посмотрел в одной плоскости, посмотрел в другой плоскости, при необходимости в первые секунды поправил, чтобы все было соосно (но именно в первые 1-2 секунды, не позже).
Стык сегодня разрежу и посмотрю внутри - то, что его оставлять нельзя, я и сам понимаю.